Принятие христианства
В первые годы своего правления Владимир был ревностным язычником и поклонялся древним славянским богам. Он воздвигал капища - святилища языческих идолов. Но во имя укрепления княжеской власти Владимир выбрал для себя и своих подданных другую религию - христианство, которое было перенесено на Русь из Византии. Предпочтение было отдано окончательно оформившейся после 1054 г. греко-православной ветви христианской религии.
Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу христианства, так как это было одним из способов, позволяющих ликвидировать изоляцию Руси от общеевропейского христианского мира. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и сакрализировало сословную иерархию, складывавшуюся в древнерусском обществе. Христианство формировало иную мораль, ставшую основой для развития новых принципов взаимоотношений между людьми. Кроме того, на Русь были привнесены и те огромные достижения христианской культуры, которые накопились за всю многовековую историю и аккумулировали важнейшие ценности духовного воспитания древнейших цивилизаций.
Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской царевне Анне (сестре императоров-василевсов Василия и Константина). В связи с этим событием 988 г. считается годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии. В Киеве была учреждена русская митрополия, а в важнейших русских городах стали создаваться епископства. Но между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. великий князь предпринял первые шаги по введению христианства на всей подвластной ему территории. Поначалу крещение приняло все население Киева. Прежние языческие идолы были повержены, а жители города по приказу Владимира вошли в воды Днепра и византийские священники произвели над ними обряд крещения. Однако не всегда обращение в новую веру проходило мирно. Например, в Великом Новгороде дядя Владимира Святославича Добрыня крестил языческое население силой, преодолевая вооруженное сопротивление. С таким же трудом вводилось христианство и в Ростове.
Расцвет Древней Руси
Тесный союз государственной и церковной властей длительное время служил на Руси укреплению единства русских земель, ликвидации автономии прежних союзов племенных княжеств. Уже в правление Владимира Святого киевский князь лично направлял своих наместников в другие города. Чаще всего таковыми становились его сыновья. Вместе с тем уничтожение власти местных князей так и не смогло окончательно устранить сепаратизма и межкняжеских распрей. В ходе междоусобицы, возникшей после смерти Владимира (1015), по приказу старшего сына князя Святополка I Окаянного (ок. 979-1019) были убиты его сводные братья Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми великомучениками Русской православной церкви. Однако возобладали все-таки объединительные тенденции, позволившие сохранить общерусскую государственность. Изгнавший с престола Святополка Окаянного новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый в 1019 г. стал княжить в Киеве.
Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый (1019- 1054) в годы своего правления в Киеве сумел подчинить почти всю Русь, за исключением лишь Полоцкого княжества. В историю Ярослав Мудрый вошел как крупнейший государственный деятель, который вывел Русскую державу на международную арену, сумел одержать значительные победы над внутренними и внешними противниками и на долгие годы сохранил единство государства.
Будучи для своего времени высокообразованным человеком, великий князь способствовал развитию грамотности. При нем открывались школы, появились первые библиотеки, переводились древние богословские и исторические труды на славянский язык. При правлении Ярослава активно развивались градостроительство и архитектура, возводились новые города на Волге, берегах Балтики, южных границах Руси, строились церкви, поражавшие современников своим великолепием. Выдающимся вкладом Ярослава Мудрого в укрепление единства Руси стало установление порядка передачи великокняжеской власти но старшинству, что закрепило систему престолонаследования в разросшемся роде Рюриковичей.
Вся эпоха правления князя Ярослава ознаменована развитием древнерусской государственности. Уже в середине XI в. впервые сложилась концепция закономерной связи Древнерусского государства с мировой историей, с крупнейшими державами мира. Как особо подчеркивал первый киевский митрополит из русского, а не константинопольского духовенства Илларион в "Слове о Законе и Благодати", Русь в эту эпоху уже рассматривалась как наследница Римской империи.