Принцип участия граждан в отправлении правосудия
Сущность принципа участия граждан в отправлении правосудия заключается в привлечении граждан к разрешению по существу уголовных и арбитражных дел. То есть в случаях, предусмотренных законом, помимо профессиональных судей в осуществлении судебной власти принимают участие граждане. Юридической основой данного принципа являются правовые предписания, содержащиеся в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ[1], а также конкретизирующие положения Закона о судебной системе и соответствующие нормы УПК РФ и АПК РФ. Участие граждан в правосудной деятельности проявляется в выполнении обязанностей присяжного заседателя или арбитражного заседателя.
Изначально истоки народного представительства в российском суде проявились в форме участия домовладык в вечевых собраниях в Новгородской и Псковской республиках. Затем, во времена "Русской Правды", в судах принимали участие "судебные мужи", рассматривавшие дела наряду с тиунами[2], а на местах – княжескими наместниками и волостелями. В середине XVI в. суд наместников и волостелей был дополнен включением выборных от общин: старост и целовальников. В XVII–XVIII вв. появился суд шеффенов, заимствованный из германского процесса (уездные суды и судебные палаты заседали в составе постоянного судьи и четырех заседателей: два – от дворян, два – от поселян)[3]. В результате судебной реформы 1864 г. единая коллегия постоянных и непостоянных судей была упразднена и народное представительство приобрело форму института присяжных заседателей, подобно английскому образцу. Утверждение в России суда присяжных А. Ф. Кони назвал лучшей частью реформы. В 1917 г. после Октябрьской революции институт присяжных заседателей был отменен Декретом о суде № 1. Формой участия народных представителей в отправлении правосудия стал институт народных заседателей. Год спустя заседатели стали играть решающую роль в разрешении дел. Они могли сами назначить председательствующего или же устранить его от судебного разбирательства. В последующем этот институт видоизменился и приобрел форму судебного состава, состоявшего из профессиональных судей и двух народных заседателей, наделенных равными правами при рассмотрении дел по первой инстанции. В таком виде институт народных заседателей просуществовал до 1 февраля 2003 г. – по гражданским делам и до 1 января 2004 г. – по уголовным делам. На смену ему пришел институт присяжных заседателей, возрождение которого было предложено еще в Концепции судебной реформы в РСФСР. Этот процесс завершил Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-Φ3 "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", установив форму участия граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.
Принципиальное отличие института народных заседателей от института присяжных заседателей состоит в независимости последних от мнения судьи-профессионала, поскольку присяжные заседатели решают вопросы факта. А именно: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния и, если виновен, заслуживает ли он снисхождения. Что же касается судьи-профессионала, то он решает вопросы права, меры наказания в случае вынесения присяжными обвинительного вердикта и др.
В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. В соответствии с ч. 1 ст. 326 УПК РФ коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных присяжных заседателей и двух запасных. Порядок привлечения граждан в качестве присяжных заседателей регламентируется названным выше Законом.
С участием присяжных заседателей рассматриваются уголовные дела в первой инстанции в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах. Эти суды по ходатайству обвиняемого рассматривают с участием присяжных заседателей уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 31 УПК РФ.
Относительно новым для отечественного судопроизводства является институт арбитражных заседателей, учрежденный 5 мая 1995 г. в качестве эксперимента Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Начало эксперименту в 14 субъектах РФ положило решение Пленума Высшего Арбитражного Суда от 5 сентября 1996 г., которое утвердило Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Эксперимент был завершен принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе.
Окончательное законодательное закрепление институт арбитражных заседателей получил 31 декабря 2001 г. после вступления в действие Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации". Согласно этому Закону арбитражными заседателями могут быть граждане с безупречной репутацией, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и не менее пяти лет стажа работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности. Эти требования связаны со спецификой дел, рассматриваемых арбитражными судами: как правило, они носят экономический характер[4]. При разрешении этих дел применяются не только нормы права, но и обычаи делового оборота, что обусловливает необходимость применения судом не только юридических знаний, но и опыта работы в сфере экономической деятельности.
Арбитражные заседатели участвуют при рассмотрении арбитражными судами первой инстанции дел, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Их участие обусловливается ходатайством какой-либо стороны о необходимости привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дела. При удовлетворении такого ходатайства состав суда будет состоять из двух арбитражных заседателей и профессионального судьи.
В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели при выяснении обстоятельств дела и его разрешении имеют равные права с председательствующим профессиональным судьей.
Списки арбитражных заседателей составляются арбитражными судами субъектов РФ на основе списка кандидатов, представленных торгово-промышленными палатами объединения предпринимателей, а также иными общественными и профессиональными объединениями.
Впервые участвующие в рассмотрении дел арбитражные заседатели обязаны принять Присягу.
В качестве арбитражных заседателей не могут быть привлечены лица, занимающие государственные должности, лица, занимающие выборные должности в органах местного самоуправления, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, органов, исполняющих наказание, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии). Не могут участвовать в рассмотрении дел в качестве арбитражных заседателей лица, имеющие нс снятую или нс погашенную судимость либо совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти, а равно лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, граждане, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.