Принцип справедливости
ОГЛАВЛЕНИЕ указанного принципа заключается в требовании разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Он обязывает внимательно и справедливо подходить при назначении служащих на новую должность с учетом всех их достоинств и заслуг.
Понятие справедливости занимало одно из ведущих мест в развернутой характеристике моральных качеств человека еще в период Античности. Великий древнегреческий мыслитель Платон ставил справедливость во главе добродетелей и видел в ней инструмент социальной гармонии, равновесия в обществе. Бороться со всеми нарушениями справедливости, считал философ, надлежит посредством законов, чтобы "делом или словом, удовольствием или страданием, почетом или бесчестием, пенями и дарами – словом, вообще каким бы то ни было способом заставить человека возненавидеть несправедливость и полюбить или, по крайней мере, не питать ненависти к природе справедливости ".
Аристотель утверждал, что те, кто намерен занимать высшие государственные должности, должны обладать тремя качествами: "...во-первых, сочувствовать существующему государственному строго; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя".
Удовлетворение общественной потребности в справедливости – самое важное из моральных ожиданий общества не только в социальном плане, но и по отношению к каждому человеку в конкретной ситуации. "Для русского человека, – писал известный русский философ Н. А. Бердяев, – несчастье – это не просто бедность, нехватка денег, а нарушение справедливости, триумф людей без стыда".
Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. Ведь, будучи непосредственно причастными к подготовке и принятию управленческих решений, которые могут оказаться судьбоносными для значительной части населения страны, государственные и муниципальные служащие обладают делегированными властными полномочиями в глазах общественности. Поэтому они начинают ассоциироваться с государством, авторитет которого становится зависимым от конкретных действий свих функционеров, оцениваемых прежде всего по шкале "справедливо – несправедливо".
По-настоящему консолидирующую роль приобретает аппарат лишь тогда, когда государственный служащий душой воспринимает существо принципа социальной справедливости, т.е. принципа, который основан на равном уважении достоинства всех людей, требует одинаковых для всех свобод, равенства всех перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также социальной защищенности. Если этот принцип только декларируется, а на практике на каждом шагу только нарушается, бесполезно вести разговор о консолидирующей роли государства и государственной службы. Принцип социальной справедливости должен стать для государственного и муниципального служащего своеобразной методологической основой для принятия решений.
Негативную роль в деле реализации указанного принципа на практике играет такое явление, как кумовство. Оно представляет собой предоставление преимущественного права при поступлении на работу, занятии поста, получении благ родственникам или друзьям, вне зависимости от их профессиональных достоинств. В современной России кумовство стало привычным и обыденным явлением. Можно проанализировать состав любого органа государственной власти – от местного до федерального, и станет видно, как тесно "переплетены" чиновники по принципу родства. Например, у судьи районного звена с большой долей вероятности есть знакомый или родственник, работающий в областном суде. У сотрудников городских и районных прокуратур при близком рассмотрении обнаруживаются близкие в областной прокуратуре, а то и выше. Такая же картина наблюдается в органах исполнительной власти. Можно ли такую ситуацию назвать нормальной и отвечающей интересам развития государства и общества? Нет, потому что критериями продвижения чиновника по карьерной лестнице должны быть профессионализм, работоспособность, принципиальность, а не покровительство и опека со стороны влиятельных родственников.
Государственному и муниципальному служащему, облеченному властными полномочиями, следует постоянно помнить о том, что исторически русский человек оценивал действия властей всех уровней не через призму их соответствия установленным законам, а через призму того, как они соответствовали народным представлениям о справедливости.