Принцип справедливости
Термин "справедливость" обычно рассматривается как моральная категория, связанная с понятием о должном, соответствующем определенным правилам, этическим, юридическим, религиозным и другим нормам, принятым в обществе представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Примечательно, что в русском языке слово "справедливость" исторически родственно таким понятиям, как "правда", "правота", "истинность". В зависимости от сферы применения понятие "справедливость" может содержать в себе требование обеспечения должного соответствия между различными аспектами общественной жизни: между практической ролью субъектов в обществе и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Таким образом, справедливость направлена на достижение определенного баланса интересов различных социальных групп. Принцип справедливости призван заложить в основу правовой системы представление о том, какой объем прав и обязанностей с точки зрения общества является необходимым и достаточным для того или иного субъекта.
На международном уровне данный принцип закреплен в преамбулах основополагающих международных актов о правах человека: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в статьях, посвященных отдельным направлениям реализации данного принципа: справедливой оплате труда (и. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека; ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и справедливым условиям труда (п. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека); справедливому распределению мировых запасов продовольствия (подп. "б" п. 2 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах); справедливому судебному разбирательству (ст. 10 Всеобщей декларации нрав человека) и др.
Принцип справедливости не указан в конкретных статьях Конституции РФ. Тем не менее его безусловное значение для российского общества и государства отмечено в преамбуле этого акта, где он упоминается в качестве ценностного, нравственного ориентира, переданного предками многонациональному народу Российской Федерации.
Применительно к праву социального обеспечения принцип справедливости может быть истолкован как принципиальное стремление государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и те, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна.
Принцип справедливости включен в число основополагающих принципов осуществления некоторых видов социального обеспечения в Российской Федерации. Например, преамбулы указов Президента РФ от 08.06.1996 № 858 "О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г."; от 24.01.1995 № 63 "О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период" упоминают справедливость в качестве цели принятия данных указов; ГОСТах по социальному обслуживанию населения, медицинской реабилитации и др.
Сравнительно редкое упоминание принципа справедливости в социально-обеспечительных актах существенно отличает его от принципа гуманизма, более распространенного в российском социально-обеспечительном законодательстве. Такое расхождение можно объяснить сложностью в толковании и реализации принципа справедливости, обусловленными исторически сложившимся отсутствием в современном российском праве единой целостной концепции понимания справедливости[1]. Отметим, что данный принцип нередко конкретизируется как принцип социальной справедливости[2] и в этом качестве признается различными отраслями права, включая и право социального обеспечения. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" "государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости". А в соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" социальное обслуживание основывается, в том числе, на принципе социальной справедливости; согласно преамбуле Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов[3] при принятии Правил подтверждается приверженность государств социальной справедливости и пр.
В то же время некоторые авторы придерживаются мнения о том, что выражение "социальная справедливость" лишено правового содержания[4] либо же считают такую конкретизацию идеологически обусловленной[5].
Важность этого принципа подчеркивается и на международном уровне: начиная с 2009 г. ООН установлен Всемирный день социальной справедливости, отмечаемый ежегодно 20 февраля. Интересно, что некоторые специалисты указывают на существование не только принципа социальной, но и принципа юридической, или правовой, справедливости[6].
Общеправовой характер данного принципа прослеживается в том, что на его основе непосредственно строится не только право социального обеспечения, но и иные отрасли и отдельные институты отраслей российского и зарубежного законодательства: гражданского, трудового, уголовного, уголовно-процессуального и др. Так, согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ "при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости", а ст. 2 ТК РФ содержит нормы обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда и выплату справедливой заработной платы. УК РФ включает ст. 6 "Принцип справедливости", а УПК РФ – ст. 297 "Законность, обоснованность и справедливость приговора" и ряд других статей. Специалисты также отмечают косвенное применение данного принципа в тех отраслях российского права, источники которых не содержат непосредственного упоминания о нем[7]. Однако значительно более узкая область применения данного принципа российским законодателем вызывает обоснованную критику специалистов[8] и создает опасность преуменьшения значения данного принципа до межотраслевого уровня.