Принцип справедливости
Одним из фундаментальных структурных компонентов системы этических принципов государственной и муниципальной службы, важнейшим показателем оценки профессиональной деятельности и личности государственных и муниципальных служащих является принцип справедливости. Сформулированный еще древними римлянами (justitia regnorum fundamentorum — справедливость есть основа государственного строя), он реализуется в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав граждан (а не в имитации ее), в удовлетворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.
Справедливость — категория правового, социально-политического и морального сознания, характеризующая такой порядок человеческого общежития, который оценивается как должный, соответствующий представлениям о сущности человека и его правах.
Как понятие морального сознания, справедливость выражает соотношение ценностей и благ между собой и конкретное их распределение между индивидами; должный порядок человеческого общежития, соответствующий представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Как категория правового и социально-политического сознания, справедливость характеризует соотношение явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми: между ролью отдельных людей и социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), достоинством человека и его вознаграждением, нравами и обязанностями.
Понятие справедливости занимало одно из ведущих мест в развернутой характеристике моральных качеств человека еще и античной философии. Платон ставил справедливость во главу добродетелей, видел в пей инструмент социальной гармонии, равновесия в обществе. Бороться с нарушениями справедливости, считал философ, надлежит посредством законов, чтобы "делом или словом, удовольствием или страданием, почетом или бесчестьем, пенями и дарами — словом, вообще каким бы то ни было образом заставить человека возненавидеть несправедливость и полюбить или, по крайней мере, не питать ненависти к природе справедливости"[1]. В "Диалогах" Платона Сократ в беседе с афинским государственным деятелем Алкивиадом рассуждает о том, что управлять необходимо справедливо, поскольку польза должна быть подчинена справедливости. Но чтобы быть справедливым, надо знать, что такое справедливость. А чтобы знать, что такое справедливость, надо знать то, к чему относить справедливость и где образуется само это понятие. Истоки справедливости он видел в самопознании, принципе познания добра и зла, т.е. того знания, которое необходимо для справедливости и справедливого управления обществом и государством. Аристотель утверждал, что те, кто намерен занимать высшие государственные должности, должны обладать тремя качествами: "во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя"[2].
Удовлетворение общественной потребности в справедливости — самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и но отношению к каждому человеку в конкретной ситуации. Справедливость предполагает оценку человека по поступкам, воздаяние по заслугам, наличие критериев этой оценки и непредвзятых судей, которым поручается эта оценка. Справедливость для должностного лица состоит в уважении прав и достоинства людей, исполнении им своих служебных обязанностей как формы долженствования, которая отождествляется с законностью и проявляется в действиях, гарантирующих права людей.
Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. Ведь, будучи непосредственно причастными к подготовке и принятию управленческих решений, которые могут оказаться судьбоносными для значительной части населения страны, чиновники обладают делегированными властными полномочиями в глазах общественности. Поэтому они начинают идентифицироваться с государством, авторитет которого становится производным от конкретных действий его функционеров, оцениваемых прежде всего по шкале "справедливо — несправедливо".
"По-настоящему консолидирующую роль приобретает аппарат лишь тогда, когда государственный и муниципальный служащий душой воспринимает существо принципа социальной справедливости, т.е. принципа, который зиждется на равном уважении достоинства всех людей, требует одинаковых для всех свобод, равенства всех перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также социальной защищенности. Если этот принцип только декларируется, а на практике на каждом шагу нарушается, бесполезно вести разговор о консолидирующей роли государства и государственной службы. Принцип социальной справедливости для государственного служащего, а тем более государственного деятеля, должен стать своеобразной методологической основой принятия решений"[3].