Принцип социальной ответственности
Ключевое место в системе этических принципов государственной и муниципальной службы, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ кодекса, принадлежит также принципу ответственности.
Демократические процессы, происходящие в России, автоматически не повлекли за собой повышения персональной ответственности на всех уровнях в силу неготовности основной массы российского общества к демократии, ослабления правопорядка в стране, коррозии нравственных устоев и отсутствия общественных идеалов, которые бы поддерживались большинством населения. В этих условиях формирование социальной ответственности государственных и муниципальных служащих, в глазах общества олицетворяющих собой государство, становится важной социальной и политической задачей, актуальность которой диктуется как потребностями общества, так и необходимостью развития самой личности служащего.
Значимость формирования социальной ответственности как нравственного принципа служебного поведения чиновника, обусловленная особенностями характеристик его социально-правового статуса, усиливается в связи с разнонаправленными процессами, происходящими в стране.
С одной стороны, налицо падение морали в обществе в целом и во всех его социальных группах и девальвация нравственных ценностей; снижение и размывание этических стандартов поведения; рост коррупции и протекционизма; слабость, рамочный характер, отсутствие или неэффективность законодательных актов, обеспечивающих персональную ответственность работников за качество своей профессиональной деятельности и неотвратимость наказания за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих функций, за действия или бездействие, наносящие ущерб правам и законным интересам граждан.
С другой стороны, ощутимо усиливается значение человеческого фактора во всех сферах жизни общества и вытекающая из этого растущая объективная потребность в высокопрофессиональных и высоконравственных работниках, обеспечивающих своим профессиональным трудом благополучие своих сограждан; активно идет работа по реформированию системы государственного управления, в центре которой стоит актуализация социальной ответственности руководителей, находящихся на политических должностях, персональной ответственности каждого работника за свои действия как одно из важнейших условий результативности их труда[1].
Можно утверждать, что успех демократии в нашей стране во многом зависит от нравственной подготовленности к ней как населения в целом, так и государственных служащих в частности.
Управленческое самосознание персональной ответственности находится в прямой связи с "пониманием личностью социальных последствий своих действий и поступков, се волевым отношением к ним (вина)"[2]. В современной науке управления утверждается "расширенный принцип вменяемости", согласно которому моральную ответственность следует нести не только за преднамеренные действия, но также за отдельные непредусмотренные результаты деятельности в тех случаях, когда о возможности негативных последствий либо следовало, либо можно было знать"[3].
Ответственность — сложное, многоуровневое общесоциальное явление, включающее в себя экономические, нравственные, культурные, психологические и другие аспекты. Это дает основание рассматривать его на междисциплинарном уровне на основе социологического, философско-этического, психологического, исторического подходов.
Проблема ответственности волновала многих ученых прошлого и настоящего. М. Вебер в числе трех основных качеств, необходимых политику, — страсть (самоотдача), чувство ответственности и глазомер (осознание реальности) — второму качеству отводил ведущую роль как "главной путеводной звезде" успешной деятельности[4].
В России понятие ответственности было закреплено еще с петровских времен во многих нормативных документах, регулирующих государственную службу, где подробно перечислялись все возможные виды нарушений чиновниками служебного долга и указывались дисциплинарные, административные и другие санкции за ненадлежащее управленческое действие или бездействие государственного служащего.
Проблема ответственности активно разрабатывалась в советское время, обращаются к ней ученые и сегодня. Понятие ответственности включено в нормативные правовые акты, регламентирующие современную российскую государственную службу. Однако однозначная и единая позиция в отношении содержания понятия так и не выработана.
Философы определяют "ответственность" как категорию этики и моральное понятие, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, т.е. соответствия моральной деятельности личности ее долгу. По мнению Э. Фромма, ответственность как "очеловеченное переживание" утратило свой изначальный смысл и используется обычно как синоним обязанности. Однако обязанность, по мнению философа, — понятие из области несвободы, тогда как ответственность — понятие из мира свободы. "Разница между обязанностью и ответственностью соответствует различию между авторитарной и гуманистической совестью. Авторитарная совесть — это по преимуществу готовность следовать указаниям авторитетов, которым человек подчиняется... Гуманитарная же совесть — это готовность прислушаться к голосу собственной человечности, вне зависимости от чьих бы то ни было распоряжений"[5].
Психологи рассматривают ответственность как осуществляемый в различных формах контроль за деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. В качестве формы социального контроля за поведением личности ответственность выступает тем механизмом регуляции и саморегуляции, который побуждает человека следовать социальным нормам, ограничениям, правилам жизни и деятельности во имя создания условий для обеспечения устойчивости социальной системы, защиты ее от отклонений, приносящих вред обществу, и сохранения социальной стабильности.
Сточки зрения правоведов, "в самом общем виде ответственность представляет собой отношение, обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом и государством. Она формируется на основе последовательного взаимодействия трех составных частей: а) сознания долга, необходимости качественного выполнения всей суммы возложенных на человека обязанностей; б) оценки своего действия и поведения, их социальных последствий, сознательного ожидания мер взыскания за уклонение от установленных норм и правил; в) наложения санкций"[6].
В социологии управления ответственность раскрывается во взаимосвязи одной личности с другими, личности с организацией и обществом как способ упорядочения взаимодействия между государством, государственными служащими и обществом, включая все многообразие прямых и опосредованных связей различных уровней, и исследуется в качестве подсистемы социальных отношений как системы более высокого порядка.
Суммируя различные подходы, можно определить "ответственность" как этико-социологическое понятие, отражающее объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, государством, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Энциклопедический словарь определяет ответственность как отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему.
Ответственность общесоциальное явление, включающее в себя экономические, нравственные, культурные, психологические и другие аспекты; категория этики и моральное понятие, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований; осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил; отношение, обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон, гарантированное обществом и государством и формируемое на основе последовательного взаимодействия трех составных частей: а) сознания долга; б) оценки поведения; в) наложения санкций.
Учеными разработаны разные подходы к классификации видов социальной ответственности, наиболее распространенным среди которых является деление видов социальной ответственности на юридическую и моральную. В реальной жизни все виды ответственности могут тесно переплетаться между собой, как и санкции за их нарушение. Например, в нормативных документах, регламентирующих военную службу (устав, присяга), виды юридической и моральной ответственности неразрывно связаны, их нарушение предусматривает единые санкции.
Наиболее отработанным и действенным механизмом является юридическая ответственность, которая делится на подвиды: уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную, материально-правовую, финансовую и другие виды ответственности.
Моральная ответственность — категория этики и моральное понятие, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, выражающее степень участия личности и социальных групп как в их собственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений[7].
Моральная ответственность человека выражается в соответствии моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемом с точки зрения возможностей личности, в осознанном или подсознательном принятии обязательств перед собой и перед обществом, способности и готовности отвечать перед собой, перед другими людьми, коллективом, обществом за свои поступки, за последствия своих действий в случае отклонения от установленных норм.
Действующим началом моральной ответственности выступают собственная совесть, чувство долга или неформальный суд людей в форме выражения общественного мнения, осуждения и даже обструкции и остракизма. Моральная ответственность может обесцениваться и кодифицированными требованиями различного рода нормативных документов: этических кодексов, кодексов чести, правил поведения, уставов, судов офицерской чести, а также разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за неукоснительным соблюдением этих требований.
Все виды ответственности в цепочке "социальная политика — кадры — ответственность — контроль" представляют собой формы контроля за деятельностью субъекта и характеризуют эту ответственность либо с позиции общества как средство внешнего контроля, предполагая подотчетность в реализации требований общества или его институтов, соответствующие санкции, либо с позиции личности как осуществление должного.
Субъектом социальной ответственности может быть как отдельная личность, так и социальная группа, общество, организация, государство.
Основным субъектом социальной ответственности выступает государство в лице органов всех ветвей государственной власти и их должностных лиц. ОГЛАВЛЕНИЕ его ответственности обусловлено его целями, назначением, вытекающей из него обязанностью признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и правом обладания властными полномочиями и необходимыми ресурсами для реализации этой обязанности. Социально ответственным является то государство, которое оправдывает социальные ожидания граждан в социально оправданном употреблении власти. Поэтому всякое незаконное действие или бездействие органов государственной власти и их должностных лиц предполагает неотвратимость наступления или юридической ответственности в соответствии с действующим законодательством, или моральной ответственности в форме общественного осуждения, недоверия, неуважения.
Социальная, в том числе моральная, ответственность государства включает ответственность органов государственной власти:
- перед обществом за качество, выполнение и социальные последствия принимаемых решений, направленных на повышение качества жизни населения и удовлетворение его социальных ожиданий. В соответствии с общественными ожиданиями государственная организация несет ответственность за сохранение среды обитания, здоровье и безопасность граждан, за защищенность гражданских прав и интересов потребителей и т.д.; около 90% всех техногенных катастроф происходят по причине безответственности, халатности, безнравственного отношения должностных лиц, работников к своему служебному долгу, обязанностям, принимаемым решениям;
— каждым гражданином за полноту реализации его конституционных прав и свобод, обеспечение достойной жизни и безопасности, социального порядка. Главный критерий неудовлетворенности населения — ухудшение отношения к людям. Следствием уклонения государственных структур от социальной ответственности является утрата их целесообразности и, соответственно, экономическое и политическое банкротство: "...тот, кто не считается с ожиданиями общества в части соблюдения норм этичного поведения... проигрывает в перспективе"[8];
- государственными служащими, которая реализуется в обязанности разработки правовых основ их деятельности и механизмов, обеспечивающих их правовую и социальную защиту, компенсацию связанных с государственной службой повышенных требований и ограничений соответствующим жалованьем и другими выплатами, а также гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижения по службе, достойный уровень жизни им и их семьям как в период прохождения государственной службы, так и по ее завершении после ухода на пенсию; в создании условий, обеспечивающих формирование и поддержку положительной мотивации на добросовестное, честное и бескорыстное служение общественному и государственному долгу; в совершенствовании системы профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, предусматривающей полноценное и качественное этическое образование и воспитание государственных служащих на основе высоких стандартов этического поведения, законодательно закрепленных в правовых актах.
Уточнение понятия "социальная ответственность государственного служащего" — проблема, требующая правового решения. Сегодня это понятие нередко сводится к подотчетности "в исполнении служебных обязанностей своему непосредственному руководителю, вышестоящему руководителю, государственному органу или органу местного самоуправления, государству, гражданам в порядке, предусмотренном федеральными законами, настоящим Кодексом", как было записано в проекте федерального закона о кодексе поведения государственных служащих Российской Федерации[9]. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством ответственность государственного служащего фактически наступает за уже совершенное противоправное действие, тем самым упускается возможность профилактики недобросовестного служебного поведения, должностных правонарушений.
Социальная ответственность государственного и муниципального служащего как субъекта ответственности — это совокупность правового, социального и морального отношений его к обществу и государству, государственным органам и государственной (муниципальной) службе как организации, к своей профессиональной среде, которые определяют его поведение, возлагают на него обязательства по выполнению его служебного долга и предусматривают его способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствия.
Многоплановость понятия ответственности государственного (муниципального) служащего обусловливает ее структуру, включающую:
- представление государственного и муниципального служащего о своей роли и месте в структуре государства и общества; о том, что он "реализует" волю народа, обеспечивая исполнение полномочий государства в системе органов государственного и муниципального управления в интересах граждан[10];
- сознательное принятие на себя обязательства подчинить свою деятельность задачам реализации функций государственного и муниципального органа управления;
- осознание необходимости действовать в соответствии с интересами государства и общества, с принятыми требованиями и нормами;
- способность предвидеть социальные последствия своих решений и действий;
- стремление к максимальной саморегуляции и самоконтроль;
- готовность нести ответственность за все свои противоправные действия или бездействие.
Факторами снижения уровня социальной, в том числе моральной, ответственности государственных служащих являются:
— противоречивое положение государственного и муниципального служащего: находясь на службе в государственном и муниципальном органе, он обязан, в соответствии с законом, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий; безупречно выполнять и претворять в жизнь принятые решения, даже если они входят в противоречие с социальными ожиданиями общества и его собственными представлениями о должном и справедливом. Исполняя миссию общественного служения, предначертанную Конституцией РФ, он оказывается в ситуации морального выбора между обязательным для исполнения распоряжением руководства и тем, что подсказывает ему чувство гражданского долга и совесть; будучи зависимым от благосклонности начальства, он нередко предпочитает лучше поступиться своими моральными принципами, чем портить отношения с руководством;
— общее падение нравственности в обществе, а также недостаточное воспитание и низкая правовая и этическая культура чиновников;
- неэффективность действующих механизмов контроля, отсутствие ощутимых результатов работы и неудовлетворенность ее условиями, что, в конечном счете, провоцирует состояние фрустрации, снижает и даже подрывает положительную мотивацию к добросовестному, социально полезному труду па благо общества;
- неразработанность или "рамочный характер" правовых механизмов ответственности.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. в числе мер, упреждающих коррупционные действия чиновников и создающих атмосферу "невыгодности" коррупционного поведения, предусмотрено введение дисциплинарной, а в необходимых случаях административной и уголовной ответственности за невыполнение правил поведения на службе.
Принцип социальной ответственности реализуется и уточняется в нормах, получивших закрепление в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Следуя этому принципу, государственный и муниципальный служащий обязан:
- сознавать и нести ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями;
- добросовестно выполнять свой служебный долг (п. 1 ст. 18; п. 3 ст. 15);
- знать должностные обязанности и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности и служебному поведению государственного и муниципального служащего, понимать глубинный смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ принципов, норм профессиональной этики, правил служебного поведения и нести персональную ответственность перед обществом и государством за их неукоснительное исполнение;
- предвидеть социальные последствия своих действий и поступков, осознавая личную ответственность за будущее поведение;
— проявлять способность и готовность отвечать перед собой, перед обществом и государством за социальные последствия своих действий;
- нести персональную моральную и юридическую ответственность, предусмотренную законодательством, за надлежащее осуществление своей социальной роли, исполнение служебных обязанностей, соблюдение требований к служебному поведению в соответствии с законодальством о государственной и муниципальной службе РФ.
Руководствуясь принципом социальной ответственности и конкретизирующими его нормами, государственный и муниципальный служащий обязан:
— четко представлять свою роль и место в структуре государства и общества, свое социальное назначение;
— добровольно и сознательно подчинить свою деятельность задачам реализации миссии общественного служения;
- действовать в полном соответствии с интересами общества и государства, руководствуясь нормами права и профессиональной этики;
— добросовестно исполнять свой служебный долг;
- предвидеть результаты своих решений и действий, их социальные последствия;
- критически оценивать свои действия, осуществляя постоянный самоконтроль;
— проявлять готовность отвечать перед обществом и государством за последствия своих решений, действий и поступков;
— принять на себя взыскательные санкции за ненадлежащее действие или бездействие при исполнении должностных обязанностей;
— нести персональную ответственность во всех ее видах, предусмотренных законодательством РФ, за совершение коррупционных и иных правонарушений.