Принцип развивающего обучения
Вопрос о развивающем обучении был поставлен педагогами еще в начале XIX в. В частности, И. Г. Песталоцци убеждал, что обучение обязательно должно действовать как развивающее, побуждая учеников к самодеятельности. Обосновывая свой метод обучения, И. Г. Песталоцци указывал, что его применение ведет к всестороннему развитию "способности человеческого ума", закладывает "безусловные и всеобъемлющие основы всякого человеческого познания". Целью интеллектуального образования является правильное всестороннее и гармоничное развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков.
В 30 гг. XX в. Л. С. Выготским был сформулирован такой принцип: "обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой". Исследования самого Л. С. Выготского, а также Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова заложили основы концепции развивающего обучения.
В настоящее время в отечественной педагогике разработаны два направления развивающего обучения — направления В. В. Давыдова и Л. В. Занкова.
В. В. Давыдов полагал, что обучение преимущественно было направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Мышление, которое развивалось в ходе такого обучения, В. В. Давыдов назвал эмпирическим. В своей системе он поставил вопрос о возможности обучения в направлении, обратном традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Мышление, которое развивалось в ходе такого обучения, В. В. Давыдов назвал теоретическим, а само обучение — развивающим.
Теоретическое знание составляет основу развивающего обучения. При его формировании устанавливаются связи всеобщего и единичного, связи внутри целостной системы, понимание сущности системы. Формой существования теоретического знания являются способы умственной деятельности, обобщенные способы действий. Создавая свою систему, Л. В. Замков указывал на неоправданное облегчение учебного материала, медленный темп его изучения, однообразные повторения. Сам учебный материал он характеризовал "скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков". В его экспериментальной системе были заложены следующие принципы: обучения па высоком уровне трудности при соблюдении меры трудности; ведущей роли теоретических знаний при отработке понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами; осознания учащимися собственного учения; работы над развитием всех учащихся. Особенностями системы Л. В. Занкова стали: направленность на общее развитие учащихся; высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала; резкое повышение удельного веса теоретических знаний.
В нашем подходе идея развивающего обучения связана с управлением формированием учебно-познавательной деятельности учащихся. Данная деятельность складывается не одномоментно, а проходит этапы: репродуктивная деятельность "с подсказкой", репродуктивная деятельность "без подсказки", продуктивная деятельность "с подсказкой", продуктивная деятельность "без подсказки".
Уровням деятельности соответствуют уровни знаний: знания-распознавания, знания-репродукции, знания-умения, знания-трансформации. Каждый уровень реализуется рационально выбранным методом обучения, для каждого разрабатывается свой вид самостоятельной работы. Это позволяет обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, что, в свою очередь, создает оптимальные условия для развития каждого учащегося средствами учебного предмета.
В соответствии с ФГОС НОО развитие личности младшего школьника на основе усвоения предметных умений и навыков, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира составляет цель и основной результат начального образования.