Принцип развития
Принцип развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. Психологические теории используют при этом представления о филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе. Другой аспект проблемы: существование психического только в его процессуальном развитии. "Необходимость отражать, прогнозировать, предвосхищать изменчивость условий разных форм социально обусловленной деятельности человека породила особый – фундаментальный, основной – способ существования психики: в качестве непрерывного (континуального), постоянно развивающегося процесса" [Анцыферова Л. И., 2004, с. 170|.
Под развитием в широком смысле обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований).
Движущие силы развития, однако, не могут быть ограничены системными связями. Существенным вкладом деятельностного подхода в психологии стало раскрытие роли ведущей деятельности, что позволило преодолеть теории двух факторов, предполагавших в качестве источников развития внешние условия (социальные) или внутренние (биологические). В рамках этой концепции именно в ней в онтогенезе происходит становление основных новообразований психического развития.
Предположение об актуалгенезе высших психических функций – в рамках гипотезы об опосредствовании психологическими орудиями – развивалось на основе разработки экспериментально-генетического метода в психологию. Л. С. Выготский называл свой метод экспериментально- генетическим "в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития" [Выготский Л. С., 1983, т. 3, с. 95]. Здесь речь шла о том, чтобы представить всякую высшую форму поведения "не как вещь, а как процесс". Соответствующий методический прием, реализованный в принципе построения методик двойной стимуляции, позволял анализировать становление высших психических функций как процесс их опосредствования (и тем самым преобразования).
Генетический путь рассмотрения связывается не только с содержательными основаниями, представленными в теории, но и методом построения исследования. Так, лонгитюдный метод претендует на проверку гипотез о развитии и предполагает тем самым иные схемы построения исследования, чем традиционный эксперимент [Бурменская Г. В., 2004]. Изучение поэтапности развития и новообразований на каждом новом этапе характеризует реализацию принципа развития в исследованиях в общей и возрастной психологии, психологии труда и психологии образования.
Более широкое понимание предполагает принцип развития, используемые как методологическая опора в рамках любой теории, где обсуждаются его движущие силы и влияющие на него факторы. В некоторых зарубежных теориях продолжает проявляться "конечная" причина, предуготавливающая стремление психического развития к некоторому финальному состоянию. Таким конечным состоянием в эпигенетической концепции Э. Эриксона выступает этап индивидуальности, в концепции когнитивного развития Ж. Пиаже – стадия операционального интеллекта (формальное завершение структуры группировок).
Современные исследования раннего онтогенеза дают множество фактов, позволяющих интерпретировать развитие познания и личности субъекта как становление антиципирующих когнитивных схем, направляющих его активность [Сергиенко Е. А., 2006]. Но при интерпретации их результатов соотношение понятий, в частности, "восприятие-действие" в используемых объяснительных схемах меняется местами в зависимости от теоретического понимания движущих сил развития и общего представления о социальной ситуации и исследовательской процедуре, в рамках которой эти факты устанавливались, а значит реконструировались.
Принцип развития реализуется и в исследованиях психики взрослого человека, в частности, на уровне микрогенетического анализа. Выделение микроэтапов в развертывании психических процессов реализует подход, раскрывающий функциональное становление, т.е. их актуалгенез. Раскрытие недостаточности апелляции к принципу обратной связи, детерминирующая роль разного рода (и уровня) предвосхищений, динамика новообразований (смыслового, целевого, операционального уровней) – существенные завоевания отечественной психологии в конкретизации принципа развития в изучении мышления.
Анализ динамики регуляции процесса может давать свидетельства о его развитии. Однако не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития. Так, Л. С. Выготский демонстрировал этот принцип в книге "Мышление и речь", говоря о перестройке процессов в переходе от младшего школьного возраста к старшему и соотношении процессов обучения и развития. В ходе освоения научных понятий меняется не только внутренняя структура мышления ребенка, но и системная организация сознания в целом; в частности, это выражается в изменении взаимоотношений между мышлением и памятью.
Л. И. Анцыферова выделила следующие особенности процесса разивтия, важные для психологии и педагогики [1978].
1. Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не является зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям – полное восстановление того, что было раньше невозможно.
2. Любое развитие включает в себя две диахронические структуры: прогресс и регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие (за все надо платить, гласит житейская мудрость).
3. Неравномерность развития. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.
4. Зигзагообразность развития. Неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема. Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья.
В такого рода переходах обычно выделяется три фазы: фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры; сензитивный период быстрот развития и реализации новых возможностей; критический период – снижение темпов развития, повышение уязвимости системы.
1. Переход стадий развития в уровни. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. Так, первые две стадии развития мышления – наглядно-действенное мышление и образное мышление не исчезают с появлением понятийного, но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа.
2. Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.
Роль наследственности и среды в психическом развитии, положение о "ведущей деятельности", в ходе которой происходит становление значимых для последующих периодов новообразований, периодизации развития, модели развития личности и ряд других тем кумулируют проблемы, связанные с пониманием принципа развития.
Одна из недостаточно освещенных проблем – смена одних законов и одних факторов детерминации развития другими. А. Н. Леонтьев обосновал следующую основную закономерность: законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-исторического развития. Развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта.
Л. И. Божович формулировала связь принципов активности, развития и системности следующим образом: "В процессе развития происходит качественное преобразование самой личности ребенка, причем происходит оно на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде" [Божович Л. И., 1976, с. 49]. Межфункциональные системные новообразования закрепляют становление специфических только для человека функциональных систем (речевого мышления, логической памяти, категориального восприятия, способности ставить цели и образовывать намерения и т.д.). Процесс самодвижения – вот более емкое понятие для объединяющего звучания принципов активности и развития.
Сложность обобщений принципа развития в психологии связана с тем, что развитие выступает и как предмет изучения, и как базовая категория, и как объяснительный принцип. Психология развития (и акмеология) выделена в отдельную предметную дисциплину, взаимодействующую с общей психологией, психогенетикой, психологией личности. Анализ развития как актуалгенеза психических явлений происходит с совершенно разных теоретических платформ в рамках разных психологических школ. В самом же принципе развития необходимо, видимо, выделять смены его интерпретаций не только в разных психологических теориях, но и в разных парадигмах, что еще не стало предметом специальных работ[1]. Сегодня совершаются новые открытия, и применительно к принципу развития возможны изменения его понимания и переформулирования. Все чаще говорят о саморазвитии и о самодетерминации как о новых тенденциях в понимании детерминации развития будущим.
Обобщения положений психологических теорий, демонстрирующих реализацию в них тех или иных принципов, – закономерный и привычный путь выделения внутренних опор частнонаучной методологии в психологических исследованиях. Менее привычным является анализ того, в какой степени в конкретной научной теории реализуется тот или иной декларируемый принцип. Дискуссии в психологии стали важным средством прояснения принципов. Они могут затрагивать как существенные и судьбоносные для всей психологии или ее направлений проблемы – объективности метода, отношение психологии к марксизму, отношение психики к мозгу и т.д., – но могут носить и более парциальный характер прояснения тем или иным автором своего понимания проблемы или нового подхода к ее решению.