Принцип разумного срока правосудия
Под разумностью срока правосудия следует понимать минимально возможное время, необходимое суду для восстановления нарушенного права по каждому конкретному юридическому делу, находящемуся в его производстве.
Рассматриваемый принцип является новым для российского правосудия. Его предназначение заключается в сокращении сроков судопроизводства и предупреждении волокиты в рассмотрении и разрешении судами споров о праве, в особенности, если это касается прав личности.
В современном мировом сообществе определение правового положения личности перестало быть внутренней прерогативой того или иного государства. Сотрудничество государств в сфере охраны прав человека (что непосредственно связано с разумностью сроков в рассмотрении судебных дел) обусловлено прежде всего появлением на международной арене Организации Объединенных Наций, принятием ее Устава, Всеобщей декларации прав человека и других важнейших международных правовых актов. Значительную роль в формировании критериев разумности срока правосудия как правового принципа играют практика и рекомендации Европейского Суда по правам человека. В частности, Европейский Суд по правам человека обратил внимание на то, что в качестве оправдания сроков судопроизводства не могут приниматься во внимание обстоятельства, связанные с организацией работы суда, судебных органов, а также рассмотрения дел.
Помимо норм международного права, юридической основой указанного принципа правосудия являются Федеральный закон "О компенсации за нарушение нрава на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ, а также соответствующие одноименные нормы судопроизводственных кодексов.
Необходимые правоприменительные рекомендации по данному поводу изложены в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 30 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 64 от 23 декабря 2010 г. "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации", от 18 ноября 1999 г. № 79 "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации", от 27 октября 2007 г. № 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях". Ряд связанных с этим проблем освещен в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2009 г.
Анализ международной и отечественной судебной практики, международного и российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что под принципом разумности срока правосудия следует понимать не только точное соблюдение установленных законодательством процессуальных сроков рассмотрения судами споров о праве, но и разумность временны́х пределов внутри этих сроков в зависимости от особенностей рассматриваемого спора о праве, например, сложности дела, его объемности, числа и состава участников судопроизводства и т.д. В связи с этим нарушением указанного принципа будет считаться не только выход суда за пределы установленных законом сроков рассмотрения дел, но и несоблюдение оптимальности времени разрешения правового спора внутри этих сроков[1].
Таким образом, "разумность" в соблюдении сроков производства в судах приобрела свойства не только категории права, но и общественного мнения.
Действующее законодательство предусматривает гарантии соблюдения указанного принципа. Например, если дело в уголовном судопроизводстве не рассматривается длительное время и судебный процесс затягивается, то заинтересованные лица вправе обратиться с соответствующим заявлением к председателю суда, который обязан по этому поводу принять необходимые меры (п. 5, 6 ст. 61 УПК РФ). Следует отметить и то, что неукоснительное соблюдение принципа разумного срока правосудия не только способствует повышению эффективности судебной защиты прав граждан, но и повышает авторитет судебной власти. Несоблюдение названного принципа рассматривается как нарушение норм судейской этики.