Принцип определенности налогообложения

Пункт 6 ст. 3 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Нарушение принципа определенности налогообложения и требований к ясности налогового закона являются основаниями для проверки конституционности положений нормативного акта. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 08.10.1997 № 13-П указал, что принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными. В п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.02.2001 № 3-П отмечается, что формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность. Этим обеспечивается их правильное понимание и применение. Неопределенность (неясность) налоговой нормы может привести к несогласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в рамках их отношений с налогоплательщиками. По этой причине, по мнению Конституционного Суда РФ, предусмотренный в дефектных (с точки зрения требований юридической техники) нормах налог не может считаться законно установленным[1].

При рассмотрении порядка применения принципа определенности налогообложения обсуждается проблема автономии налогового законодательства[2]. Суть проблемы состоит в поиске ответа на следующий вопрос: можно ли применять налогово-правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых источниках иной (неналоговой) отраслевой принадлежности? По этой проблеме в литературе высказываются различные мнения. Некоторые авторы в качестве специального принципа называют принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами, заключающийся в том, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствующими нормами, содержащимися в налоговом законодательстве. В случае же противоречия указанных норм, применяются положения именно налогового законодательства[3].

Другие ученые полагают, что "нормы о налогах, содержащиеся в неналоговых законах, должны применяться непосредственно"[4]. Хотя в целом они поддерживают "ограничительную позицию", предполагающую автономию налогового законодательства и запрет на помещение налоговых норм в неналоговых законах, однако считают, что добиться этого можно лишь путем внесения специальной поправки в Конституцию, либо если сам законодатель приведет свою практику в соответствие с "конституционно значимыми стандартами".

В целом помещение налогово-правовых норм в неналоговых законах является нарушением конституционного принципа определенности налогообложения. Согласно ст. 1 НК РФ федеральный законодатель берет на себя (и налагает на органы субъектов РФ и муниципальные образования) обязательства обеспечить регулирование налоговых отношений данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним актами законодательства о налогах и сборах, и он не вправе произвольно снять с себя эти обязательства. Тем более не вправе проигнорировать данное правило субъекты РФ и органы местного самоуправления.

Заметим также, что важной практической и правовой гарантией, обеспечивающей реальную реализацию принципа определенности, является система правил о предварительном опубликовании законов о налогах и сборах (ст. 5 НК РФ).