Принцип независимости судей
Независимость судей – важнейший принцип правосудия, который не случайно получил отражение в законах о судах: ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде; ст. 1, 9, 10 Закона о статусе судей; ст. 2 Закона о мировых судьях; ст. 5 Закона о военных судах. Особо необходимо отмстить ст. 120 Конституции, в которой выражена суть принципа независимости судей: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Корректируя в связи с принятием Конституции Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в п. 4 ст. 1 этого Закона: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны". Не менее категорично констатируют самостоятельность и независимость судебной власти законы о судебной системе (ч. 2 ст. 1), о военных судах (ст. 5).
Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такое положение может быть обеспечено, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия (ст. 10 Конституции). Провозглашение самостоятельности органов судебной власти на высшем законодательном уровне, во-первых, означает их неподведомственность иным видам власти (законодательной, исполнительной). Например, в ч. 4 ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции установлено, что: "Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей". Во-вторых, оно означает неподчиненность нижестоящих судов вышестоящим.
Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость – это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
В ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе, кроме того, указано, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
К числу гарантий независимости и самостоятельности судов, помимо перечисленных, следует отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость (п. "е" ст. 83, п. "ж" ст. 102, ч. 1 ст. 121 Конституции; ст. 5, 13, 15 Закона о судебной системе; ст. 6, 11, 12 Закона о статусе судей).
В развитие конституционных идей о независимости и самостоятельности суда и основываясь на них, Закон о судебной системе возложил на суд обязанность в случае выявившихся несоответствий между законами принимать решение в соответствии с законом, имеющим высшую юридическую силу (ч. 3 ст. 5).
Созданием условий, исключающих угрозу независимости суда и судей извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Кроме проблемы ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц, существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Поэтому закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении – совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи[1], входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается (ст. 298 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных – старшина) подает свой голос последним (ст. 301, 342 УПК).
Ограждение суда от проникновения влияния извне не решает проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания (ч. 2 ст. 298 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст. 381 УПК).
Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.