Принцип неопределенности
Развитие новых подходов в методологии психологии иногда отражает, а иногда и опережает становление таковых в философии науки. Использование обобщений, сложившихся в других областях знания, может выполнять эвристическую и продуктивную функцию в психологии, но может вести и к редукционизму. Это в полной мере относится к становлению принципа неопределенности в психологии. Признание того, что одним из ведущих в науке сегодня становится принцип неопределенности, трактовка которого развивается в философии науки в связи с переходом к изучению сложных самоорганизующихся систем, не является основанием связывать его с развитием мира психологических теорий. Но в психологии необходимость обращения к этому принципу имеет собственные конкретно-научные предпосылки, связанные с переосмыслением психологической причинности и понимания свободы человека при решениях и действиях в сложном изменяющемся (неопределенном) мире.
Важным аспектом перехода к неклассической картине мира стало рассмотрение изменений в понимании принципа причинности, а именно пересмотр проблемы построения знаний о мире при включении сознания в единый континуум с бытием и в процесс включения в нее человека как "непрозрачного" Наблюдателя, задающего неопределенность как необходимую составляющую процесса и результатов познания. Рассмотрим общие основания перехода от принципа причинности к принципу неопределенности.
Опенка обращения к категории неопределенности оказывается связанной с проблемой методологических заимствований, рассмотренных в отношении принципов дополнительности и неопределенности, сформулированных в первой трети XX в. и изменивших физическую картину мира вследствие раскрытия закономерностей микромира при формулировании квантовой теории. Именно с этим периодом связывается научная революция, в ходе которой был выдвинут новый – по отношению классической картине мира, характеризовавшей стадию классической науки, – неклассический идеал рациональности.
Какие ловушки подстерегают психологов, без должного понимания использующих новые (неклассические) каноны естествознания в обосновании множественности психологических парадигм, специально обсудила Е. Завершнева [2001, 2002]. Так, психологи часто ложно понимают и представляют принципы неопределенности и дополнительности, сформулированные в квантовой физике. Принцип неопределенности был связан с принципом дополнительности в обсуждении проблем полагания причинности в законы микромира или его познания. Дополнительность стала связываться в методологии психологии с представлением о дополнении положений одной теории завоеваниями другой. То есть психологи "освоили" изменения в методологии физики на свой лад, сформулировав принцип "дополнительности теорий". Сложнее обстояли дела с обращением к принципу неопределенности.
Неопределенность как понятие стала использоваться совсем в других значениях, чем это задавалось идеями исследователей микромира, в частности физика В. Гейзенберга. Принцип неопределенности как закон микромира был выведен этим выдающимся ученым исходя из корпускулярной теории, а Э. Шредингером – из разработки волнового аспекта бытия частиц в микромире, которое само вспыхивает только в момент его изучения. Как уже было отмечено ранее в гл. 5, речь шла о неопределенности как невозможности полного познания объекта, искажаемого мерностью измерительного устройства и значит влиянием познающего субъекта на выявляемые свойства объекта. Итак, в рамках физики принцип неопределенности означает количественное соотношение, связующее воздействие измерительного средства на объект измерения, причем в рамках допустимой его величины (так называемая постоянная Планка), и допустим только по отношению к микромиру, но не к классической картине макромира.
Принцип дополнительности – это никак не принцип дополнительности теорий, как и неопределенность – не мера хаоса. Если учитывать это, то следует признать, что психологи часто подкрепляют свои воззрения собственной же мифологией, а отнюдь не декларируемой опорой на новейшие достижения в построении картины мира, конструируемой новейшим естествознанием.
Открытость человека – то радикальное отличие, которое не позволяет проводить прямые аналогии в возникновении неклассических ситуаций в рамках физики и психологии. Для психологии такой неклассической ситуацией становится изучение регулирующей функции эмоций или структурирующем функции мотива в мыслительной деятельности, что в классической психологии рассматривалось бы как невозможный подход к проблеме, поскольку аффект и интеллект описывались как исключающие друг друга психологические реалии.
Ориентация на критерии открытости и сетевой организации как в понимании психологической регуляции, так и в систематизации психологических знаний (в рамках отдельной или метатеории) могла бы выступать основанием оценочного отношения к реализуемым, а не просто декларируемым принципам неклассической и постнеклассической психологии.