Принцип научного актуализма и борьба с примитивизмом

Как известно, педагогов готовят в специальных учебных заведениях. Находясь в их стенах, будущий педагог изучает довольно развитые теории. Однако практика педагогической работы показывает, что немалая часть педагогов в своей работе стремятся обойтись самыми элементарными теориями. В результате развитые теории забываются. В итоге педагогу не удается избежать примитивизма в своей работе. В особенной степени это относится к школьным учителям, хотя то же можно сказать и о ряде преподавателей вузов. Анализ вузовских учебников показывает, что часто их ОГЛАВЛЕНИЕ соответствует теориям, культивировавшимся 10–30 лет тому назад. Правомерно ли такое отставание учебного материала от содержания новейшей науки? Этот вопрос вынуждает нас обратиться к принципу научного актуализма, согласно которому наиболее значимыми, т.е. актуальными в педагогическом отношении являются самые развитые теории. В науке именно этим теориям уделяется основное внимание. Впрочем, не очевидно, что также должны обстоять дела и в теории обучения.

Ниже мы покажем, что игнорирование принципа научного актуализма в педагогике чревато нежелательными последствиями. В связи с этим рассмотрим символьную запись критико-интерпретационного ряда теорий, ранее приводившуюся в параграфе 1.4:

Смысл критико-интерпретационного ряда состоит в том, что проблемные теории, т.е. концепции, содержащие противоречия, интерпретируются с позиций более современных теорий. В результате интерпретационный ряд необходимо замкнуть на самую развитую теорию – Тn. Именно она избавлена от противоречий в наибольшей степени.

Из сказанного следует два вывода. Во-первых, тот, кто игнорирует интерпретационный ряд, непременно культивирует ошибочное знание. Будучи в достаточной степени образованным человеком, он в состоянии избежать его, но не делает этого в силу своей ошибочной дидактической установки. Налицо явный случай нарушения этического принципа педагогической ответственности.

Во-вторых, если педагог действительно исповедует принцип научного актуализма, то он обучает самым развитым теориям. Интерпретационный ряд включает все теории, заслуживающие внимания. Он не обрывается на теориях, предшествующих Тn. Что именно педагог сообщит учащимся относительно интерпретационного ряда, зависит от него. Но даже если педагог вообще не станет упоминать его, то, тем не менее, излагаемую теорию он вплетет в интерпретационный ряд. Это единственный путь избежать ловушки примитивизма.

Против следования принципу научного актуализма часто выдвигается такой аргумент: учащиеся в силу их слабой подготовленности в принципе неспособны понять наиболее современные теории. Этот аргумент неприемлем. Дело в том, что педагогу в любом случае приходится приноравливаться к уровню учащихся. Причем усовершенствованная теория всегда менее противоречива, чем ее менее удачная предшественница. Т1n менее противоречива, чем Т1 Обучение ей проходит более гладко, чем обучение T1, насыщенной противоречиями, которые по определению необъяснимы.

К сожалению, приходится отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной педагогике принципу научного актуализма не уделяется должного внимания. Многие первоклассные педагоги с ним не знакомы. Почему сложилось такое положение дел? Постараемся ответить на этот вопрос.

Как уже отмечалось, в педагогических заведениях изучаются современные теории, например, теория множеств в аксиоматическом изложении, квантовая теория поля, теоретическая химия, биология развития. По логике вещей эти дисциплины призваны дать ключ к интерпретации менее развитых теорий, в частности, соответственно математического анализа, механики Ньютона, теории Дарвина. Но преподаватели учебных заведений, в которых идет подготовка будущих педагогов, не руководствуются концепцией интерпретационного ряда. В итоге ни они, ни учащиеся не способны его построить. Положение учащихся не облегчают и педагоги-методисты, так же, как правило, ограничивающиеся рассмотрением теорий, не интерпретированных с позиций более развитой теории. Таким образом, целенаправленно будущих педагогов использованию принципа научного актуализма никто не учит. Но это обстоятельство, разумеется, ни в коей мере не отменяет его важности.

Понимая значимость принципа научного актуализма, педагогу необходимо самому предпринимать активные действия. В связи с этим хорошим подспорьем является чтение научно- популярных журналов ("Наука и жизнь", "Знание – сила", "Природа"). Многие авторы этих журналов пишут о новейших теориях языком, понятным даже для школьников. В огромной армии авторов различного рода учебной литературы всегда находятся исследователи, которые, обладая соответствующим педагогическим даром, сознательно или бессознательно реализуют потенциал принципа научной актуальности. У них можно многому научиться.

В известной степени показательно также состояние зарубежной педагогической литературы, особенно англоязычной. Английские и американские авторы стремятся быть предельно понятными для читателей их произведений. Зачастую им удается создавать своеобразные педагогические шедевры. Идеалы ясности и понятности характерны для англо-американской аналитической философии. Руководствуясь ими, указанные авторы вынуждены освобождаться от противоречий устаревших теорий. В итоге они попадают в колею принципа научного актуализма. Нам неоднократно приходилось слышать от своих коллег, что англо-американские авторы кокетничают с читателями

их книг. На наш взгляд, дело в другом: они просто хотят быть понятными для читателей. Но и им присущи известные недостатки. Ориентируясь в основном на идеалы простоты и деловитости, авторы забывают разъяснять существо концептуальных переходов. Как бы то ни было, у них есть чему поучиться.

Возможно, читателям ОГЛАВЛЕНИЕ данного раздела покажется несколько неконкретным. Им необходимо понять, что в рамках данной книги у нас нет возможности постоянно углубляться в тонкости различных наук, без чего не добиться желаемой конкретности. В порядке "самооправдания" отметим, что на протяжении всей своей педагогической деятельности, начавшейся в 1966 г., целенаправленно руководствуемся принципом научной актуальности. Приведем на этот счет вполне конкретный пример.

В средних специальных учебных заведениях, в том числе и в педагогических училищах, широко используется наш учебник "Основы философии"[1], предназначенный для выпускников девятых классов. Кажется, что учебник должен содержать исключительно азы философии, например, из античной культуры. Но при написании учебника мы вели изложение от имени трех наиболее актуальных современных философских направлений – англо-американской аналитической философии, немецкой герменевтики и французского постструктурализма. Как выяснилось, их ОГЛАВЛЕНИЕ вполне может быть разъяснено студентам средних специальных учебных заведений. Некоторые преподаватели философии удивляются этому обстоятельству. Их позиция объясняется явной недооценкой принципа научной актуальности. Нам часто приходится возглавлять комиссии по приему экзаменов у поступающих в аспирантуру (выпускников вузов, а не средних специальных учебных заведений). Как правило, их познания относительно содержания аналитической философии, герменевтики и постструктурализма не выдерживают никакой критики...

В предыдущем параграфе обсуждался вопрос о том, с какой теории необходимо начинать обучение учащихся. В свете принципа научного актуализма ответ на него вполне определенный. Обучение целесообразно начинать с самых развитых теорий, но соответствующим образом упрощенных. Нарушение этого положения непременно приводит к примитивизму и элементаризму.

Выводы

1. Принцип научного актуализма обязателен для дидактики.

2. Он предохраняет от примитивизма и элементаризма.

3. Значимость принципа научного актуализма в современной педагогике осознается далеко не в должной степени.