Принцип налогового федерализма
Значение принципа федерализма в российском налоговом праве непосредственно связано с государственным устройством, с необходимостью обеспечения баланса общегосударственных интересов и интересов субъектов РФ в сфере налогообложения. Действительно, в силу п. 1 ст. 1 Конституции Россия является федеральным государством. Согласно п. 1 ст. 4 суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В соответствии с п. 3–4 ст. 5 Конституции федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Приведенные положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ, определяют ОГЛАВЛЕНИЕ принципа федерализма и единства государственного суверенитета как в российской правовой системе в целом, так и в рамках российского налогового права в частности.
В Конституции основы принципа налогового федерализма выражены достаточно четко. К важнейшим конституционно-правовым положениям, характеризующим выражение принципа федерализма применительно к сфере налогообложения, должны быть отнесены, в частности, следующие нормы: п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 74, п. "з" ст. 71, подп. "и" п. 1 ст. 72, п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 76, п. 1 ст. 132 Конституции. Согласно п. 1 ст. 8 Конституции в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 74 Конституции на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Эти положения Конституции фактически воспроизводит п. 4 ст. 3 НК РФ, указывая на недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг). Данные положения Конституции и НК РФ прежде всего направлены на обеспечение единства государственного суверенитета РФ и территориальной целостности России.
В науке выделяются следующие наиболее существенные характеристики принципа федерализма, выраженные в Конституции: государственный суверенитет России, единство системы государственной власти, равноправие субъектов РФ, единство конституционно-правой системы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельность местного самоуправления[1]. Все эти конституционно-значимые характеристики принципа федерализма непосредственно влияют на построение системы налогообложения, однако это не позволяет механически причислять их к числу характеристик и принципов налогового федерализма. На основе практики Конституционного Суда РФ и специальных налогово-правовых положений представляется возможным выделить следующие относительно самостоятельные характеристики налогового федерализма: а) недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России; б) приоритет федерального законодательства о налогах и сборах над региональным и местным; в) согласование федеральных, региональных и местных интересов при установлении налогов и сборов; г) справедливое разграничение налоговых юрисдикций различных регионов и местных сообществ (между собой).
В целом можно дать следующее общее определение принципа налогового федерализма. Это система нормативных предписаний, вытекающих из положений законодательства о налогах и сборах, согласно которым обеспечивается баланс интересов Российской Федерации и субъектов РФ в сфере налогообложения при сохранении единства налоговой системы и справедливом разграничении фискальной компетенции различных регионов между собой исходя из их равенства в отношениях с федеральным центром.
К числу судебных актов, иллюстрирующих применение принципа налогового федерализма, необходимо отнести, в частности Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 № 5-П, в котором подчеркивается, что налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит и такой общий принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей.