Принцип лояльности
Данный принцип является одним из фундаментальных в системе государственной и муниципальной службы. Не случайно специальные разделы, пункты, статьи, посвященные нравственному принципу лояльности, присутствуют в этических кодексах, правилах, предписаниях многих стран мира.
Так, в Модельном кодексе поведения для государственных служащих, утвержденном в 2000 г. Комитетом министров Совета Европы, в ст. 5, в разделе "Общие принципы", записано: "Государственный служащий обязан быть лояльным в отношении национального, местного или регионального органа власти, учрежденного в соответствии с законодательством".
В п. "п" ст. 3 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих зафиксировано положение о том, что государственный и муниципальный служащий должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в их должностные обязанности.
Нравственный принцип лояльности предписывает государственному и муниципальному служащему уважительно и терпимо относиться к государству, государственному строю, политическому большинству, находящемуся у власти, всем ветвям власти, государственным институтам, обществу, населению, своим коллегам.
Иногда понятие лояльности путают с понятием верности. Однако это не тождественные термины. В чем же их различие?
Во-первых, верность – это понятие, которое основано прежде всего на чувствах, а лояльность – на разуме, на осознанном выборе объекта поклонения для достижения определенных целей.
Во-вторых, лояльность, в отличие от верности, не предполагает абсолютного принятия одного человека другим. Человек может быть полностью лояльным к кому-либо даже в том случае, если он не воспринимает поведение, нормы морали предмета своей лояльности как безусловно истинные и справедливые.
В-третьих, верность не предполагает какого-либо вознаграждения в денежной или материальной форме, а вот плата за лояльность является ее естественной стороной, которая не может отрицательно характеризовать человека.
Анализируя отличия верности и лояльности, следует подчеркнуть, что между ними нет непреодолимой границы. Достаточно часто лояльность может переходить в верность, когда человек начинает верой и правдой служить какому-либо объекту исходя уже не из рационального его осмысления, а из чувства личной преданности.
Необходимо отметить, что принцип лояльности строго соблюдается при приеме на работу в коммерческие учреждения. Его нарушение, как правило, считается одним из самых серьезных служебных провинностей служащего. Но в сфере государственной и муниципальной службы он имеет особое значение.
Государственный и муниципальный служащий должен быть лояльным по отношению как к своему работодателю, так и к своей профессии. Бывают случаи, когда эти обязанности вступают в конфликт друг с другом. Как правило, чиновник должен отдавать предпочтение законным и этическим целям своей организации и придерживаться правил и процедур, направленных на достижение таких целей.
Возникшие разногласия по различным вопросам деятельности должны разрешаться в рамках государственного органа, в котором работает служащий, сначала путем обращения к непосредственному начальнику, а затем, если сохраняются разногласия по существенным этическим вопросам, на более высоких уровнях.
Если чиновник не способен разрешить проблему, связанную с конфликтом между требованиями его работодателя и профессиональными требованиями, то согласно принципу лояльности он может, исчерпав все другие возможности, воспользоваться единственно возможным выходом – подать заявление об увольнении.
Кроме этого, государственный и муниципальный служащий не должен выражать в средствах массовой информации свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и от политики государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо; должен избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с государственной властью; вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет государственной службы.
Прекрасный пример следованию принципу лояльности продемонстрировал Президент Ассоциации генеральных секретарей парламентов мира, генеральный секретарь палаты лордов Британского парламента Майкл Дэвис. Во время пребывания в России в рамках 100-й конференции Межпарламентского Союза на которой заседала Ассоциация генеральных секретарей парламентов мира, он имел дружескую беседу с бывшим в то время Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ E. С. Строевым. На вопрос последнего о том, каково мнение лорда по поводу судьбы евровалюты в Европе, М. Дэвис ответил: "Я, конечно, имею на этот счет свое мнение, но как служащий Британского парламента не имею права его высказывать".
Следует отметить, что принцип лояльности введен в рамки административных и общественных санкций на государственной гражданской и муниципальной службе.
Впервые это было сделано в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", где в п. "п" ст. 2 регламентировано положение о том, что государственный служащий призван воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
В Законе о государственной гражданской службе в ч. 10 ст. 17 вышеуказанный принцип служебного поведения уже трактуется как запрет: гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.
Подобная норма существует и для муниципальных служащих. В п. 9 ст. 14 Закона о муниципальной службе отмечено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
Таким образом, нравственный принцип лояльности как один из важнейших в системе государственной и муниципальной службы нацеливает чиновников на уважительное и терпимое отношение к государству, государственному строю, политическому большинству, находящемуся у власти, всем ветвям власти, государственным институтам, обществу, населению, своим коллегам.