Принцип гуманизма

Неотъемлемой составляющей нравственных основ государственной и муниципальной службы является принцип гуманизма, который предписывает признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип требует от государственного и муниципального служащего уважения к каждому человеку, признания суверенитета личности и ее достоинства, быть вежливым, тактичным, толерантным и скромным. Причем это должно не только проявляться внешне, но и стать внутренним императивом чиновника. Мораль данного принципа заключается в том, что государство существует и действует для человека, а не человек для государства.

Следует отметить, что, к сожалению, исторически сложилось, что обеспечение защиты достоинства человека не входило в число приоритетов отечественной государственной службы. В связи с этим историк и публицист П. В. Долгоруков в середине XIX в. писал: "В России достоинство человека есть великое препятствие в его служебном продвижении, тогда как негодяй и полукретин, который ни разу не покинет службы, в конце концов достигнет в ней чинов высочайших".

Право на попрание человеческого достоинства было закреплено на Руси в правилах обращения государственных служащих к государю, которые требовали включать в подпись перед фамилией самоназвание "холоп твой". При Петре I челобитные следовало подписывать не только именем и фамилией, но и самоназванием "Вашего императорского Величества нижайший раб". Не имевшие по возрасту чина и не находившиеся на службе дворяне перед подписью обязаны были ставить самоназвание "недоросль".

Сегодня становится очевидным, что "взаимоуважительный устойчивый психологический контакт между управленческим персоналом и гражданами – залог того доверия между государством и обществом, на котором в конечном счете зиждется эффективность управления и управляемость как таковая".

Принцип гуманизма призван укрепить нравственную основу государственной и муниципальной службы. Уважение государственного служащего к человеку должно быть основано на признании его достоинств, заслуг, высоких качеств, важности, значимости, ценности, уникальности. Это признание чьих-то достоинств с позиции сильного, готовность считаться с чужими интересами даже тогда, когда он не имеет рычагов влияния. На практике уважение – это принятие во внимание чувств, нужд, мыслей, идей, желаний и предпочтений другого.

Вежливость предполагает умение чиновника уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Поскольку вежливость является социально-культурным феноменом, то, что считается вежливым в одном обществе или социальной группе, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и социальных общностей могут также приводить к тому, что в процессе общения человек чувствует себя неловко, стесняется грубости своих манер или даже воспринимает происходящее как агрессию. Задача государственного и муниципального служащего заключается в том, чтобы не допускать подобного рода ситуаций.

Вежливости всегда сопутствует тактичность – то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она все-таки возникает – не заметить ее. Тактичный руководитель не станет "распекать" подчиненного за совершенную им ошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать непрошеные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Толерантность требует от государственного и муниципального служащего терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В условиях тех проблем, которые существуют в современном обществе, толерантности отводится особое внимание – не случайно ЮНЕСКО в Декларации принципов терпимости, утвержденной в 1995 г., учредила Международный день, посвященный терпимости, ежегодно отмечаемый 16 ноября.

Одним из требований нравственного принципа гуманизма является скромность. В. Даль определял скромного человека, прежде всего, как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперед, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство. К сожалению, это понятие в общественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, прожить очень трудно.

Нравственный принцип гуманизма нашел свое воплощение в законодательных актах, регулирующих гражданскую и муниципальную службу.

Так, в подп. 2, 9, 10, 11, 12 п. 1 ст. 18 Закона о государственной гражданской службе отмечено, что гражданский служащий обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ его профессиональной служебной деятельности; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Соответствующая норма нашла отражение и в Законе о муниципальной службе. В поди. 3 п. 1 ст. 12 записано, что муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

Таким образом, суть нравственного принципа гуманизма сводится к уважению и соблюдению со стороны государственных и муниципальных служащих прав и свобод граждан независимо от их пола, возраста, национальности, вероисповедания и партийной принадлежности. Это представляется невозможным без формирования таких качеств, как толерантность, вежливость, тактичность и скромность.