Принцип гуманизма
Из конституционных требований и содержания принципов общественного служения и законности, предусматривающих обязанность государственного (муниципального) служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, вытекает этический принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности.
Гуманизм (лат. humanas — человечный) — нравственный принцип, в основе которого лежит признание ценности человека как личности, его право на защиту человеческого достоинства, свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей на основе равенства, человечности и справедливости.
Принцип гуманизма составляет основу содержания ст. 21 Конституции РФ, которая гласит: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его ущемления".
В качестве правовой нормы этот принцип закреплен в поди. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Следуя принципу гуманизма, государственный и муниципальный служащий обязан:
- признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- защищать суверенитет, честь и достоинство личности;
- уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов;
- исходить из того, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств;
— учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий;
— способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
Признание верховенства Конституции РФ влечет за собой необходимость обеспечения прав человека и гражданина, одним из важнейших среди которых является право на защиту своей чести и достоинства.
Руководствуясь принципом гуманизма, государственный и муниципальный служащий обязан:
— строить свои отношения с гражданами и коллегами по службе на основе уважения к человеческому достоинству и признания самоценности каждой личности;
- проявлять внимательность и вежливость в обращении с гражданами и представителями организаций;
- соблюдать корректность в отношениях с коллегами по службе;
- своим поведением способствовать созданию в коллективе духа взаимоуважения, сотрудничества и открытости;
— сдержанностью, официальностью, традиционностью и аккуратностью своего внешнего вида способствовать укреплению имиджа государственного и муниципального служащего, уважения и доверия граждан к государственным и муниципальным органам;
— обеспечить конфиденциальность ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей информации, затрагивающей частную жизнь, честь и достоинство гражданина.
Государственный и муниципальный служащий не вправе:
— позволять себе грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, неправомерные, незаслуженные обвинения, угрозы, оскорбительные выражения и иные действия, оскорбляющие человеческое достоинство, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;
— допускать курение во время совещаний, бесед, служебного общения с гражданами.
Исторический экскурс
К сожалению, исторически обеспечение защиты достоинства не входило в число приоритетов российской государственной службы. Право на попрание человеческого достоинства было закреплено на Руси даже в служебном этикете обращения государственных служащих к государю, требовавшем включать в подпись перед фамилией самоназвание "холоп твой". При Петре I челобитные, т.е. обращения на имя императора, следовало подписывать не только именем и фамилией, но и самоназванием "Вашего императорского величества нижайший раб". Не имевшие по возрасту чипа и не находившиеся на службе дворяне перед подписью обязаны были ставить самоназвание "недоросль".
"В России достоинство человека есть великое препятствие в его служебном продвижении, тогда как негодяй и полукретин, который ни разу не покинет службы, в конце концов достигнет в ней чинов высочайших", — писал еще в середине XIX столетия историк и публицист князь Н. В. Долгоруков[1].
Сегодня, однако, становится очевидным, что "взаимоуважительный устойчивый психологический контакт между управленческим персоналом и гражданами — залог того доверия между государством и обществом, на котором, в конечном счете, зиждется эффективность управления и управляемость как таковая"[2].
Насколько сегодня служебное поведение государственных служащих отвечает требованию принципа гуманизма, можно судить по данным социологических опросов населения. 39,4% опрошенных граждан на вопрос "Какие, по Вашему мнению, негативные качества наиболее присущи государственным служащим?" ответили: безразличное, неуважительное отношение к людям. Эти цифры — показатель серьезных профессионально-нравственных деформаций в сознании и поведении гражданских служащих, что усиливает значимость принципа гуманизма и его место в системе этических принципов государственной и муниципальной службы.
Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип находит выражение во внешних формах поведения государственных и муниципальных служащих, проявляясь в характере их взаимоотношений как по внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государственные и муниципальные органы и организации по своим житейским проблемам.