Принципы воспитания

Принципы воспитания отражают требования общества к способу воспроизводства конкретного типа личности, определяют стратегию, цели, ОГЛАВЛЕНИЕ и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. Принципы – это практическое воплощение закономерностей воспитания. Ведущим принципом воспитания современная теория и практика признают принцип гуманизма. Гуманизм является основой всех современных принципов воспитания.

Принцип гуманизма. Гуманизм – это признание человека высшей ценностью. Исходя из принципа гуманистического отношения к личности, педагог должен относиться к ребенку как к ценности, он должен быть готовым к безусловному принятию ребенка, позитивному безоценочному вниманию к ребенку, должен быть ориентирован на взаимодействие, в основе которого – взаимное доверие педагога и ребенка.

Крайне важно воспитать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру. Каждый должен понять, что человек может жить и продуктивно развиваться, найти смысл своей жизни и стать счастливым только в человеческом сообществе. Воспитание должно формировать эталон человеческих отношений, способность общаться с людьми на основе взаимного уважения, принятия, доверия. Иными словами, ребенок должен принять мир, все окружающее жизненное пространство как ценность.

Идеи гуманизма пронизывают всю классическую педагогику. В современной практике гуманистическая педагогика активно развивается благодаря III. А. Амонашвили, для которого гуманное воспитание – это такое воспитание, которое основывается на вере в ребенка, в себя, в созидательную силу воспитания.

Принцип природосообразности говорит о необходимости осуществлять воспитание в согласии с природой ребенка. В воспитании необходимо не только идти вслед за природой ребенка, учитывая его природные задатки, уровень актуального развития, но и помогать природе ребенка, создавать условия для продуктивного развития всех его задатков.

Принцип природосообразности требует ориентации на сензитивные возможности возраста, продуманной системы соответствующих возрасту развивающих стимулов, которые позволяют личности совершенствовать познавательные процессы, включаться в систему социальных отношений.

Принцип учета индивидуальных особенностей личности (персонификации) ориентируется на отношение педагога к развивающейся личности как неповторимой индивидуальности. Исходя из принципа персонификации, педагог должен ориентировать всю систему воспитания на интересы, потребности, склонности и возможности каждой отдельной личности.

Мы не можем не учитывать давно установленного факта, что между людьми существуют значительные различия, поэтому каждый будет продвигаться по жизни в соответствии со своими способностями. "Во фруктовых садах, – писал Я. А. Коменский, – мы любим иметь не только деревья, рано приносящие плоды, но и такие, которые приносят плоды среди лета и позднее. Почему же в сад науки мы хотели бы допустить только одного рода дарования, рано созревающие и подвижные? Поэтому не будем исключать никого, кроме того, у кого Бог отнял смысл или разум".

Педагог не имеет права игнорировать то, что один ребенок интересуется математикой, другой любит писать стихи, один драчлив, другой трусоват, один жизнерадостен, другой меланхоличен, один самостоятелен, другой нуждается в постоянном внешнем одобрении. Воспитатель должен помочь ребенку раскрыть свои жизненные силы и наиболее полно воплотить себя в жизни.

Принцип свободы (вариативности). Исходя из принципа свободы, педагог должен признавать право личности на собственный выбор (в области своих интересов, в сфере деятельности, в системе ценностей и др.). Личность (особенно ребенок) не всегда имеет меру в себе, поэтому следует помнить, что свобода может перейти в такую крайность, как произвол. Важно научить воспитанника пользоваться этой свободой на благо созидания, а не разрушения себя и общества, учить употреблять свободу "для" успешного осуществления деятельности, а не свободу "от". С ранних лет личность должна научиться ограничивать свои желания пределами своих сил.

Свобода должна рассматриваться как необходимое условие для самовыражения личности, проявления своих интересов и реализации их в творческой деятельности.

С раннего возраста личность должна, по мере развития, получать опыт выбора и ответственности за принятое решение, соотносить свои желания с пределами своих сил. Только так она сможет сформировать свое "Я",

Принцип культуросообразности. Исходя из принципа культуросообразности, воспитание должно соответствовать культурно-исторической эпохе, ориентировать личность на понимание, постижение, созидание культуры.

Общество предъявляет к человеку требования, соответствующие тому уровню культуры, на котором оно в данный момент находится. "Каждый человек, – писал А. Дистервег, – находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить или, по крайней мере, воспитываться уже на определенной ступени культуры".

В современной практике культурологические идеи активно развиваются в системе Η. Е. Щурковой, которая рассматривает воспитание как восхождение к культуре.

Культура в данной системе является мощным воспитательным средством в плане поиска каждой личностью ответа на вопрос: что есть истина, добро, красота?

Каждый человек, осознавая самоценность своей национальной культуры, должен быть способен к межкультурному взаимодействию. Важно помнить, что осознание принадлежности к определенной культуре, развитие национального самосознания не должно идти вразрез с общечеловеческими ценностями.

Принцип связи воспитания с жизнью ориентирует на то, чтобы ОГЛАВЛЕНИЕ воспитательной деятельности было открыто по отношению к тем процессам и событиям, которые происходят в реальной жизни.

Современная личность должна осознавать свою принадлежность к обществу, к государству и понимать свою ответственность за происходящее. Более того, современный человек должен осознавать себя и гражданином мира, поскольку все происходящее на Земле так или иначе касается каждого, будь то проблемы экологии или проблемы экстремизма и т.д. Современная личность должна быть способна ориентироваться в окружающем жизненном пространстве, уметь воспринимать то, что происходит в государстве, мире, в окружающей жизни, как личностно значимое. Школа должна стать школой жизни, школой, в которой ребенок живет настоящей жизнью, полноценно реализует свои возможности.