Принципы ценностного управления
Ценностное управление – явление новое, теоретические аспекты которого недостаточно разработаны, поэтому отразить сущность рассматриваемого процесса становится возможным лишь на основе учета действия законов организации на формирование системы принципов (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Взаимосвязь законов организации и принципов ценностного управления
Наименование закона |
Название принципа, вытекающего из закона |
ОГЛАВЛЕНИЕ с позиции ценностного управления |
Закон развития |
Принцип инерции |
Ценностная система организации не может быть подвергнута мгновенному изменению |
Принцип самозависимости |
На трансформацию ценностной системы организации влияет ее прошлый опыт |
|
Принцип непрерывности |
Преобразование ценностной системы организации происходит непрерывно |
|
Закон композиции и пропорциональности |
Принцип согласования |
Ценностная система жизнеспособна, если существует согласованность между ценностями организации и ценностными ориентациями |
Принцип полноты |
Ценности и ценностные ориентации должны обеспечивать реализации стратегии и увеличение стоимости |
|
Закон единства анализа и синтеза |
Принцип взаимосвязи |
Ценностные ориентации сотрудников должны соответствовать определенным ценностям организации |
Закон информированности-упорядоченности |
Принцип информационной открытости |
Ценностное управление строится на информации о системе ценностей организации, уровне их восприятия сотрудниками |
Учитывая, что организация – социальная система, исследуем влияние специфических законов на ценностное управление (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Влияние специфических законов социальной организации на развитие ценностного управления
Наименование закона |
Интерпретация закона в условиях ценностного управления |
Закон своеобразия |
У каждой организации существует присущая только ей ценностная система, которую нельзя скопировать |
Закон социальной гармонии |
Увеличение стоимости возможно лишь при обеспечении согласованности ценностного пространства |
Закон оптимальной загрузки |
Максимальная отдача от деятельности сотрудника возможна при высоком уровне согласованности ценностных ориентаций и элементов ценностного портрета стратегической должности |
Закон эффективного осмысления |
Преобразование/закрепление ценностной системы возможно лишь при наличии большого объема информации из различных источников о сущности и необходимости новых ценностей |
Закон эффективного восприятия и запоминания информации |
Для преобразования/закрепления ценностной системы необходимо грамотно выбирать технологии, способы и форму представления необходимой информации |
Закон устойчивости информации в сознании сотрудника |
Преобразование/закрепление ценностной системы возможно лишь при условии непротиворечивости информации из различных источников и передаваемой в различное время |
Для осуществления ценностного управления необходимо разработать систему принципов, обеспечивающих достижение стратегических корпоративных целей, т.е. исходить из сущности ценностной системы (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Взаимосвязь принципов ценностного управления и свойств ценностной системы
Системный подход при исследовании ценностного управления основывают на его рассмотрении как процесса, делая акцент на анализе свойств ценностной системы, ее структуре и функциональном предназначении (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Система принципов ценностного управления
Основные свойства ценностной системы |
ОГЛАВЛЕНИЕ свойства |
Принцип |
ОГЛАВЛЕНИЕ принципа |
Целостность, эмерджентность |
Внутреннее единство, несводимость свойств системы к сумме составляющих ее элементов |
Принцип единства |
Рассмотрение ценностной системы как единого целого |
Принцип сосуществования (взаимной выгоды) |
Ценностная система остается жизнеспособной при условии соблюдения социальной справедливости по отношению к ее элементам |
||
Иерархичность |
Деком позиция системы на уровни: ценности организации – ценностные ориентации сотрудников |
Принцип функционально-структурного строения |
При исследовании ценностной системы организации необходимо определять и анализировать се функциональное строение, т.е. уметь выделять "ценности-цели", "ценности-средства" и их связи |
Принцип изоморфизма |
Наличие соответствия между структурой ценностей организации и ценностными ориентациями сотрудников |
||
Принцип совместимости элементов |
Ориентирует на постоянный контроль меры совместимости элементов ценностной системы и на поиск инструментов недопущения дисфункциональных проявлений в системе |
||
Подвижность |
Каждая часть ценностной системы соотносится с другой частью так, что изменения в одной части вызывают изменения в системе в целом |
Принцип цепной связи |
Изменение ценностей общества ведет к преобразованию ценностей организации, которое в свою очередь должно вести к трансформации индивидуальной системы ценностных ориентаций сотрудников |
Принцип обратной связи |
Изменение ценностных ориентаций руководителей влечет за собой трансформацию ценностей организации |
||
Принцип непрерывности и развития |
Функционирование организации происходит через непрерывные изменения, влияющие на ее ценности; и хотя ценности являются достаточно инертным элементом, необходима постоянная управляемая корректировка ценностной системы |
||
Подвижность |
Принцип инерции |
Необходимость учета эффекта запаздывания ответного действия со стороны ценностной системы на изменения внешней среды; при создании эффективной системы взаимодействия влияние данного принципа следует учитывать в социальной составляющей: необходимо первоначально изменить традиции, стереотип мышления, нормы, существующие во взаимоотношениях между работниками корпорации |
|
Совместимость |
Соответствие между элементами системами |
Принцип совместимости |
Ценностная система только тогда может способствовать достижению общих целей, когда совместимы между собой составляющие ее элементы, т.е. между ценностями организации и ценностными ориентациями сотрудников отсутствует асимметричость |
Принцип конгруэнтности |
Элементы ценностной системы (ценности организации и ценностные ориентации) должны находиться в гармонии |
||
Устойчивость |
Способность сохранять внутреннюю сбалансированность |
Принцип стабилизации |
Необходимо заранее предвидеть диапазон изменения потенциала элементов системы |
Принцип равновесия |
Необходимо обеспечить интеграцию ценностной системы на основе сбалансированности различных действий по управлению ценностями |
||
Принцип нейтрализации дисфункций |
Требует наличия системы постоянного контроля для предотвращения проявления дисфункциональных свойств элементов, приводящих к ценностной асимметричности |
Для осуществления управления необходимо учитывать следующие особенности ценностной системы:
• информационность происходящих процессов (трансляция ценностей должна постоянно осуществляться через коммуникационную систему);
• изменчивость параметров системы и стохастичность поведения сотрудников;
• способность изменять структуру, сохраняя целостность, например, при изменении стратегического направления корпорации;
• способность противостоять энтропийным (разрушающим) тенденциям за счет развития, например нахождение сотрудников на стратегические должности с ценностными ориентациями, соответствующими ценностному портрету.
Для организации эффективного ценностного управления необходимо использовать общие принципы, адаптировав их к культурным особенностям рассматриваемых объектов. Сущность и приоритетная область проявления общих принципов с учетом особенностей ценностного управления следующие:
• принцип историчности, обусловливающий необходимость осуществления ценностного управления с позиции конкретно-исторического подхода, уровня развития организации и преобразований во внешней среде; исследование исторической преемственности позволит освоить культурное наследие в максимальном объеме. Должна быть восстановлена "историческая память", не может быть забыта ни одна крупная идея, ни одно достижение; в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые могут быть использованы в настоящем;
• принцип обеспечения согласия, направленный на обеспечение внутри организации социального порядка, основанного на общности системы ценностей. В соответствии с данным принципом необходимо обеспечить соответствие между процессом ценностного управления (мотивацией, контролем) и уровнем развития сотрудников (их готовностью к сотрудничеству, профессионализму, лояльностью к корпорации). Идентификация с организацией возможна лишь на основе глубокого усвоения и принятия организационной морали, т.е. системы разделяемых большинством членов организации ценностей и норм;
• принцип доминирования человеческого капитала, указывающий, что основным объектом ценностного управления должны выступать сотрудники, от уровня вовлеченности, удовлетворенности и приверженности которых зависит результат функционирования организации;
• принцип непрерывного организационного обучения, доказывающий необходимость осуществления постоянной трансляции общеорганизационных знаний и ценностей в качестве основного инструмента повышения ценностной согласованности.
Для дальнейшей конкретизации построения и функционирования процессов ценностного управления следует базироваться на частных принципах, имеющих ограниченное распространение в социально-экономических системах. Например, принципы ценностного аудита, которые должны лежать в основе построения эффективного механизма контроля и мотивации в ценностной системе организации.
Частные принципы следует конкретизировать, используя предложенные в различных литературных исследованиях следующие их группы:
• скалярный принцип строения ценностной системы проявляется в виде иерархического многоуровневого строения: ценности-цели – ценности-средства – ценностные ориентации сотрудников;
• структурные принципы призваны обеспечить четкое взаимодействие между общими ценностями-целями и ценностями-средствами, с одной стороны, и согласованность корпоративных ценностей и ценностных ориентаций сотрудников, с другой;
• принципы процесса предопределяют характер и ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности по изменению ценностных ориентаций сотрудников, подчиняя их общекорпоративным;
• принципы конечного результата определяют оптимальные характеристики ценностной системы организации, обеспечивающие максимальное достижение стратегических целей и роста стоимости компании.
Основная цель ценностного управления – усиление ценностной согласованности ценностной системы организации, поэтому процесс ценностного управления должен быть построен на реализации таких принципов, как принцип гармоничности, принцип постоянного вложения, принцип множественности проявлений культурного взаимодействия, принцип сочетания материальных и нематериальных начал, принцип отрицания силового воздействия, каждый из которых должен проявляться в следующем.
Принцип гармоничности как принцип взаимодействия организации и ее участников доказывает невозможность развития ни одного из них без развития другого. Пренебрежение данным принципом приведет к огромным потерям для взаимодействующих сторон. Противоречивость ценностей будет способствовать появлению конфликтов, дезорганизации внутренней среды, снижению эффективности.
Принцип постоянного вложения направляет систему управления на грамотное планирование всех видов ресурсов, необходимых для обеспечения ценностной идентичности сотрудников; основан на постоянном обмене "энергией" между взаимодействующими участниками. Успех ценностного управления связан с постоянным вложением средств, знаний, творчества для повышения согласованности ценностной среды организации.
Принцип множественности проявлений культурного взаимодействия подчеркивает системность взаимосвязи результатов функционирования участников и их ценностей. Умение грамотно идентифицировать действия с позиции приоритетных ценностей является неотъемлемым элементом ценностного управления. Истоки будущих конфликтов лежат в ценностной асимметричности.
Принцип сочетания материальных и нематериальных начал должен обеспечивать эффективность ценностного управления, грамотно сочетающего систему материальной и нематериальной мотивации.
Принцип отрицания силового воздействия, заключающийся в отказе от экспансии по отношению к ценностным ориентациям сотрудника, требующий для осуществления преобразования ценностной системы сотрудника нахождения адекватных инструментов "мягкого" воздействия (обрядов, ритуалов и т.д.).
Комплексное использование сформулированных принципов позволит эффективно организовать ценностное управление, фокусирующее деятельность организации на общих ожиданиях.