Принципы транспортного права
Принципы транспортного права – это основополагающие, руководящие начала, положения, которые определяют его сущностные стороны, наиболее характерные черты регулирования им общественных отношений, связанных с транспортной деятельностью.
Критериями определения принципов транспортного права являются, во-первых, проявление в каждом принципе сущностного характера данной комплексной отрасли права, того, что пронизывает ее, отличает от других явлений и отраслей права, и, во-вторых, закрепление принципа в нормативных правовых актах, прежде всего в Конституции РФ, ГК, транспортных уставах и кодексах. В них содержатся важнейшие положения, отражающие сущностный характер транспортного права, регулирование им организации и осуществления перевозок.
Опираясь на указанные два критерия, к числу принципов транспортного права можно отнести принципы:
• свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров;
• свободы транспортного договора;
• сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов;
• сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления;
• осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок;
• обеспечения повышения эффективности и качества транспортной деятельности;
• законности при осуществлении перевозок;
• контроля и укрепления дисциплины на транспорте.
Принцип свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров неразрывно связан с положениями Конституции РФ о едином экономическом пространстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономической деятельности, свободе передвижения граждан. Важными гарантиями соблюдения указанных конституционных положений являются уровень и насыщенность транспортной базы государства современными транспортными средствами всех видов транспорта и развитость транспортных артерий.
Данный принцип означает, что субъекты РФ, муниципальные образования не вправе устанавливать какие-либо барьеры, ограничения передвижения по своим территориям. Не допускается установление таможенных границ между регионами Российской Федерации, введение пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан. Поэтому перечисленных ограничений для внутренних перевозок не существует. Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров составляют вопросы, касающиеся безопасности перевозок, охраны природы и культурных ценностей. Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом (ст. 74). Ограничения могут быть связаны с природными катаклизмами, военными действиями, эпидемиями и т.п. (ст. 77 КВВТ, ст. 29 УЖТ, ст. 123 КТМ).
Принцип свободы транспортного договора обусловлен закрепленными в ст. 421 ГК положениями о свободе договора, которые распространяются на договоры, заключаемые при организации и осуществлении перевозок. Он находит проявление в следующих важных моментах.
Первый из них состоит в том, что урегулированные гражданским и транспортным законодательством положения о транспортных договорах указывают на свободу юридических лиц и граждан в принятии решения о заключении или незаключении транспортного договора. Исключение составляют случаи, когда обязанность его заключения предусмотрена законом. Речь идет о перевозках, осуществляемых транспортом общего пользования. Коммерческая организация, обладающая статусом перевозчика транспортом общего пользования, обязана заключить договор перевозки с любым обратившимся к ней с предложением гражданином или юридическим лицом (п. 1 ст. 789 ГК). Такой договор является публичным и заключается на одинаковых для обратившихся условиях. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю услугу (п. 3 ст. 426 ГК).
Второй момент, характеризующий принцип свободы транспортного договора, состоит в свободе участников договорных отношений выбирать контрагента по транспортному договору. Никто не может заставить участника транспортного правоотношения заключить договор с указанным юридическим лицом или гражданином. Как уже отмечалось, это положение не распространяется на перевозку, осуществляемую транспортом общего пользования, т.е. на публичный договор перевозки.
Третий существенный момент, вытекающий из указанного принципа, касается выработки сторонами условий транспортного договора, на которых он будет заключен. Стороны свободны в их определении, а значит, и в выработке своих прав и обязанностей. Имущественные отношения, возникающие из перевозок, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников – положениях, закрепленных в ГК. Прямые указания на это содержатся в отдельных транспортных источниках. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1 КТМ, закрепляющий положение, согласно которому указанные гражданско-правовые категории регулируются "настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
Принцип сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов обусловлен тем обстоятельством, что транспорт является одной из составляющих эффективного развития экономики государства. Поэтому оно заинтересовано в оптимизации транспортных процессов, расширении сети транспортных артерий, совершенствовании и количественном увеличении подвижного состава, улучшении организации перевозок различными видами транспорта, их безопасности. В связи с этим принят ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности транспорта, безопасности на транспорте[1].
С другой стороны, транспортные предприятия заинтересованы в максимальном извлечении прибыли, что достигается путем интенсификации перемещения объектов перевозки, ускорения оборачиваемости подвижного состава, использования самых современных и экономичных транспортных средств. Все это благотворно сказывается на развитии экономики государства и отвечает интересам клиентов.
Принцип сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления указывает на сложность и многогранность перевозочного процесса, необходимость выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой грузов, багажа к перевозке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением грузов, их пломбированием, учетом особенностей перевозки грузов, багажа различными видами транспорта. Эти обстоятельства потребовали наряду с централизованным регулированием транспортными уставами и кодексами перевозок отдельными видами транспорта регламентации ведомственными нормативными правовыми актами конкретных технико-правовых вопросов организации и осуществления перевозок. К ним в первую очередь относятся правила перевозок грузов, пассажиров, багажа соответствующими видами транспорта, а также различные технические условия, положения, тарифы и т.п. Их принятие возложено прежде всего на Минтранс России[2].
Ведомственная нормативная база разрабатывается на основе транспортных законов, развивая и конкретизируя их отдельные положения.
Принцип осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок означает, что перевозка грузов может быть осуществлена при выполнении определенных организационно-правовых действий, составлении соответствующих документов (договоров, планов, соглашений). Важнейшей такой предпосылкой является разработка сторонами долгосрочного договора об организации перевозки грузов при систематических перевозках.
Еще одна предпосылка – это планирование перевозок в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также при выполнении государственных внешнеторговых контрактов. Элементы планирования применяются на всех видах транспорта. Например, о непрерывном планировании перевозок грузов владельцем инфраструктуры в целях организации своевременного выполнения принятых заявок, беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств указывается в ст. 11 УЖТ.
Существенным элементом организационно-правовых предпосылок перевозок являются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов между организациями различных видов транспорта (ст. 799 ГК). К ним относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. Они регулируют организацию работы перевалочных пунктов при перевозках в прямом смешанном сообщении (т.е. не одним видом транспорта), порядок перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой, их передачу от одного перевозчика другому и т.п.
Составляемые в рамках действия данного принципа правовые документы – договоры, планы, соглашения – делают перевозочный процесс достаточно организованным, предсказуемым, гарантируемым от различного рода субъективных моментов, а в конечном счете – оптимальным.
Принцип обеспечения эффективности и качества транспортной деятельности означает, во-первых, устойчивость работы всех видов транспорта, во-вторых, доступность и безопасность оказываемых транспортных услуг, в-третьих, развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, в-четвертых, согласованность функционирования элементов единой транспортной системы. Применительно к железнодорожному транспорту эти важные положения сформулированы в качестве самостоятельных принципов его функционирования в Законе о железнодорожном транспорте (п. 3 ст. 1). Их реализация обеспечивается компетентными государственными органами, и в первую очередь государственным органом исполнительной власти в области транспорта, каким в настоящее время является Минтранс России.
Реализации данного принципа способствует выполнение участниками перевозочного процесса – перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями – своих обязательств. Так, в договорные обязанности перевозчика входит выполнение требования своевременно и без потерь доставить груз в пункт назначения. По договору грузоотправитель обязан затарить, упаковать и закрепить груз так, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза и подвижного состава. В указанных транспортными законами случаях грузоотправителем, грузополучателем обеспечивается обязательное сопровождение грузов и охрана в пути следования (ст. 17 УЖТ).
Относительно требований к качеству транспортной деятельности Закон о железнодорожном транспорте содержит положение, согласно которому показатели качества перевозок грузов, багажа и грузобагажа и обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта являются обязательными для владельцев инфраструктур, перевозчиков, организаций, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках (п. 6 ст. 14).
В целом же обеспечение эффективности и качества транспортной деятельности возможно лишь при условии совместных согласованных действий участников транспортного процесса по выполнению возложенных на них обязательств.
Принцип законности как основополагающий принцип права присущ и транспортному праву. В отдельных источниках, в частности в КВВТ, содержится положение об обязательности исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, ОГЛАВЛЕНИЕм и использованием внутренних водных путей (п. 2 ст. 4 КВВТ). Аналогичные нормы закреплены в КТМ (п. 2 ст. 5), а также в Законе о железнодорожном транспорте (п. 2 ст. 4). В связи с особенностью транспортного процесса, обусловленной использованием в качестве перевозочного средства источника повышенной опасности, в Законе о транспортной безопасности закреплено положение, возлагающее на участников транспортных правоотношений обязанность неукоснительно выполнять требования, связанные с обеспечением безопасности на транспорте. В этом Законе среди принципов обеспечения транспортной безопасности на первом месте значится принцип законности (ст. 3).
Важной гарантией соблюдения законодательства в части обеспечения безопасности на транспорте, использования транспортных средств, соблюдения порядка в портах, на станциях является указание в транспортных уставах и кодексах на ответственность виновных при его нарушении (ст. 4, 19 ВК, ст. 51, 84 КТМ, ст. 22 КВВТ, ст. 21, 23 Закона о железнодорожном транспорте).
С принципом законности тесно связан принцип контроля и укрепления дисциплины на транспорте. По сути этот принцип является одним из необходимых условий соблюдения транспортного законодательства. Так, на железнодорожном транспорте его действие проявляется следующим образом.
Поскольку к деятельности субъектов естественных монополий причислены железнодорожные перевозки[3], в интересах защиты прав потребителей услуг железнодорожного транспорта законодатель возложил на компетентные государственные органы осуществление контрольно-надзорных функций за его деятельностью. К ним относятся, помимо Минтранса России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. Они призваны следить за соблюдением требований УЖТ юридическими и физическими лицами, на которых распространяется его действие.
Вопросы контроля и надзора за деятельностью транспорта, использования транспортных артерий весьма подробно урегулированы на воздушном, морском и внутреннем водном транспорте. В их законодательных источниках имеются специальные главы, параграфы или статьи, посвященные осуществлению контроля и надзора. Так, гл. IV ВК "Государственный надзор в области гражданской авиации" (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) содержит нормы, определяющие цели надзора, его сущность и органы, осуществляющие такой надзор, а в отдельных статьях гл. 1 КТМ регулируются вопросы, касающиеся организации государственного надзора за торговым мореплаванием, в том числе за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании (ст. 6, 6.1 (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)). В КВВТ вопросам контроля и надзора также посвящены специальные статьи. В частности, контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта и за соблюдением требований пожарной безопасности возложен на бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте (п. 4 ст. 34, 37), а технический надзор за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов – на органы технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Положения о контроле и надзоре содержатся также в железнодорожном законодательстве (п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 4 Закона о железнодорожном транспорте).
Контроль и надзор на транспорте осуществляют специальные государственные органы. К таким органам относится, в частности, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. В рамках Минтранса России образован Российский речной регистр, который осуществляет технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания. На воздушном транспорте действует Единая система управления воздушным движением, в функции которой входит надзор за обеспечением безопасности полетов.
Полномочия по контролю на транспорте выполняют специальные должностные лица, например, капитаны портов на морском и на внутреннем водном транспорте, начальники аэропортов на воздушном транспорте, государственные ревизоры на железнодорожном транспорте, билетные контролеры на автомобильном и городском электрическом транспорте.