Принципы социального обслуживания
Основополагающими принципами института социального обслуживания являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина, уважения достоинства личности - принцип, означающий, что социальные услуги предоставляются на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Предоставление социальных услуг основывается на уважении достоинства личности, не допускает унижения чести и достоинства граждан, а также учитывает этнокультурные традиции, сложившиеся в субъекте РФ. Государство обеспечивает гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, равные возможности в получении социальных услуг независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
2) адресность - принцип, означающий конкретную направленность социального обслуживания, предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в них. В литературе этот принцип еще называют принципом учета индивидуальной нуждаемости при предоставлении социальных услуг. Данный принцип не может быть раскрыт без уяснения понятия нуждаемости.
В Толковом словаре русского языка слово "нужда" в одном из его значений - "то же, что и потребность", в другом значении данного слова - "недостаток в необходимом, бедность", слово "потребность" определено как "надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения". Для социального обслуживания учет индивидуальной нуждаемости играет большую роль, поскольку исходя из этого определяется вид социального обслуживания, в котором нуждается конкретный гражданин или конкретная семья, конкретный набор социальных услуг, который необходим клиенту социальной службы (а не весь комплекс услуг, входящий в данный вид социального обслуживания), срок, на который будет предоставляться социальное обслуживание данного вида, необходимость по окончании срока предоставления одного вида социального обслуживания предоставления другого вида социального обслуживания и др.
Индивидуальная нуждаемость в социальных услугах - потребность гражданина (семьи) в оказании социальных услуг, в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией, а также по ее прогнозированию и профилактике;
3) доступность - принцип, означающий, что граждане (семьи) имеют свободный доступ к социальным услугам вне зависимости от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров. Доступность социального обслуживания населения обеспечивается наличием поставщиков социальных услуг, наличием социальных работников, достаточностью финансовых ресурсов, транспортной доступностью поставщиков социальных услуг и социальных работников, стандартизацией социальных услуг. Доступность социального обслуживания населения реализуется путем применения единого на территории субъекта РФ порядка и регламента предоставления социальных услуг;
4) добровольность - принцип, означающий, что социальные услуги предоставляются на основании добровольного согласия гражданина (семьи) либо его законного представителя. Граждане (семьи) либо их законные представители имеют право отказаться от предоставления социальных услуг. В случае отказа от социального обслуживания гражданам (семьям) либо их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Добровольное согласие (отказ) на предоставление социальных услуг в системе социального обслуживания оформляется в письменном виде.
Исключение составляют случаи, прямо указанные в законе, когда социальные услуги предоставляются без согласия лица, которому предоставляются услуги:
а) согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства;
б) помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по указанному основанию, решается судом по представлению органов социальной защиты населения;
в) помещение граждан пожилого возраста и инвалидов, постоянно нарушающих установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, в специальные стационарные учреждения социального обслуживания может быть осуществлено по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений;
г) отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания;
5) гуманность - принцип, который означает, что при получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания. Социальным работникам должны быть присущи такие черты, как человеколюбие, милосердие, сострадание к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в помощи;
6) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, - этот принцип исходит из законодательно закрепленной приоритетности государственной политики в интересах детей. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в силу возрастных особенностей, как правило, нуждаются в защите от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, поэтому нуждаются в предоставлении социальных услуг в первоочередном порядке. Причем несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальные услуги в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляются бесплатно;
7) конфиденциальность - принцип конфиденциальности информации о получателях социальных услуг выражается в том, что не допускается разглашение сведений о получателях социальных услуг лицами, которым они стали известны при исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. С письменного согласия получателя социальных услуг (либо его законного представителя) допускается передача сведений другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах гражданина (семьи). Предоставление сведений о получателях социальных услуг без согласия гражданина (семьи) либо его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, а в случае предоставления социальных услуг несовершеннолетнему - для информирования родителей или опекуна, попечителя, другого законного представителя.
8) профилактическая направленность - этот принцип предполагает, что социальные услуги оказываются гражданам (семьям) для преодоления трудной жизненной ситуации и/или предупреждения причин ее возникновения. Профилактическая направленность социального обслуживания населения реализуется путем раннего выявления причин возникновения трудной жизненной ситуации, а также граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации, и разработки мероприятий, направленных на предотвращение причин трудной жизненной ситуации и ее последствий. Для предотвращения трудной жизненной ситуации необходимо ее прогнозирование с целью выявления граждан (семей), находящихся в группах риска возникновения трудной жизненной ситуации.
Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" установлены следующие формы социального обслуживания:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативная помощь.
Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" установлены виды социального обслуживания:
1) материальная помощь;
2) социальная помощь на дому;
3) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
4) предоставление временного приюта;
5) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
6) консультативная помощь;
7) реабилитационные услуги.
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. При этом социальной услугой (в прямом смысле этого слова) можно признать лишь такую из них, которая предоставляется бесплатно или на условиях частичной оплаты.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. В большинстве субъектов РФ приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия оплаты социальных услуг в государственной системе социальных служб, устанавливаются тарифы для оплаты социальных услуг. Размер платы за социальные услуги устанавливается в зависимости от доходов граждан, прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, в котором они проживают.
В Свердловской области социальное обслуживание населения в государственной системе социальных служб на условиях полной или частичной оплаты осуществляется в зависимости от дохода граждан. Так, на условиях частичной оплаты социальное обслуживание предоставляется гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, при условии, что среднедушевой доход этих граждан выше величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, не более чем на 50%, за исключением граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание. Социальное обслуживание населения в государственной системе социальных служб Свердловской области на условиях полной оплаты предоставляется гражданам, по видам социальных услуг, не включенных в Перечень гарантированных социальных услуг, либо по видам социальных услуг, включенных в Перечень гарантированных социальных услуг, но оказываемых сверх объемов, определенных государственными стандартами социального обслуживания населения в Свердловской области, а также гражданам, среднедушевой доход которых выше величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, более чем на 50%, за исключением граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание.