Принципы регулирования
Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
1. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Государство обеспечивает защиту нрав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. Если интересы российских лиц пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета.
Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры. Повышению эффективности реализации данного принципа будут способствовать формирование перечня и анализ случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц на рынках отдельных государств, а также принятых или намечаемых ответных мер.
2. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесно связан с конституционными принципами юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ) и признания, а также защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, т. е. предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.
3. Единство таможенной территории Российской Федерации. Таможенный кодекс РФ следующим образом определяет понятие "таможенная территория": территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
Для определения пространственных пределов действия таможенно-правового регулирования используют понятие "таможенная граница": пределы таможенной территории Российской Федерации являются таможенной границей. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Принцип единства таможенной территории исключает возможность появления внутренних таможенных границ.
Данный принцип вытекает из норм, содержащихся в ст. 8 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, а также в ст. 71, в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.
Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие возможность создания на территории Российской Федерации особых экономических зон. "Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности..." (ст. 2 Таможенного кодекса РФ).
4. Взаимность в отношении другого государства (группы государств). Внешнеторговая деятельность будет значительно эффективнее, если выбор стран-партнеров осуществляется исходя из принципа взаимности: предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима.
5. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
6. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников данной деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применять меры регулирования. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с помощью широкого круга мер. Так, например, в качестве мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, направленных на защиту интересов национальной экономики, применяются лицензирование и квотирование, предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров, введение специальных защитных мер.
7. Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При разработке нормативного правового акта Российской Федерации, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, ответственный за его разработку федеральный орган исполнительной власти предлагает субъектам РФ, российским организациям и индивидуальным предпринимателям, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием такого нормативного правового акта, представить предложения и замечания по данному вопросу в указанный орган. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, компетентным органам других государств, иностранным организациям и предпринимателям также предлагается представить свои мнения по данному вопросу. В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности в России создана система внешнеторговой информации, включающая в себя, в частности, сведения: о международных торговых договорах и об иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; о российском и об иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности; о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности; о перечне товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации или вывоз которых с ее территории запрещен.
8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации. Конституция РФ (ст. 34) закрепила: "Каждый имеет право па свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности". Применительно к внешнеторговой деятельности этот принцип означает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности.
Для регулирования отношений, возникающих во внешнеторговой сфере, в полной мере применяются принципы, закрепленные в ст. 1 Гражданского кодекса РФ: равенство сторон гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
9. Обеспечение обороны страны и безопасности государства. Следует обратить внимание на то, что в Законе речь идет об исключении случаев неоправданного вмешательства. В определенных же ситуациях государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
10. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Законом установлено, что регулирование внешнеторговой деятельности в целях обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности.
11. Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством: таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Иные методы регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.
12. Обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности. Участник внешнеторговой деятельности вправе обжаловать в суд, арбитражный суд, а в случаях, установленных законодательством РФ, - в вышестоящий государственный орган решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению участника внешнеторговой деятельности, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.