Принципы проведения процедуры медиации

Любая процессуальная или процедурная деятельность государственных, негосударственных органов и организаций, должностных лиц не обходится без логически выстроенной системы строго определенных правил или принципов, которые a priori детерминируют суть поведения субъектов возникших правоотношений. Основополагающие идеи и начала, на которых строится деятельность процедуры медиации, именуют принципами. Теоретическое и практическое значение таковых трудно переоценить. К числу принципов относят:

– добровольность;

– конфиденциальность;

– беспристрастность и независимость;

– принцип взаимного сотрудничества и равноправия.

Указанные начала получили свое законодательное закрепление в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Φ3 и широко известны в юридической литературе. Предлагаются и иные принципы, которые не нашли закрепления в ст. 3 Закона, но их важность от этого не снижается. Так, успешности применения альтернативной процедуры разрешения споров способствуют следующие начала: стимулирования, полного контроля, дозволительной направленности, ответственности, транспарентности, процедурной гибкости, непосредственности участия сторон конфликта, ориентированности на личность и сохранение отношений, креативности, руководящей роли медиатора и иные. Все приведенные принципы сложно структурировать, в связи с чем С. И. Калашникова правильно классифицирует их на две группы – организационные и процедурные. Это существенно упрощает их научное исследование[1]. Несмотря на то что каждый из принципов самостоятелен, все они образуют систему, что способствует их глубокому теоретическому пониманию и эффективному практическому применению.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных основных принципов, нужно отметить два общих фактора, которыми следует руководствоваться при их изучении. Во-первых, допустимы исключения (отступления) от какого-либо принципа, но это возможно только при условии непротиворечия всей системе принципов проведения процедуры медиации. Во-вторых, каждый принцип имеет пределы своего действия, выход за которые вряд ли допустим. Такие границы могут быть обусловлены законом, правами других лиц, а также основами нравственности и правопорядка.

Принцип добровольности устанавливает правило диспозитивного поведения для участников процедуры медиации, которые на основе взаимного волеизъявления соглашаются пройти медиацию с участием посредника, принять на себя определенные обязанности и отказаться от некоторых субъективных прав для достижения взаимовыгодного и приемлемого для сторон решения.

Субъектный состав лиц, реализующих принцип, – все участники процедуры: стороны, медиатор, саморегулируемая организация.

Стороны конфликта как лица, заинтересованные в урегулировании спора путем медиации, по своей доброй воле (bona fide) совершают все действия от предварительного этапа и до заключения соглашения, если необходимо – и его исполнения, никто не вправе их принуждать к процедуре медиации и выходу из нее. Это коренным образом отличает отечественную доктрину медиации от, например, медиации в Англии, в которой на сторону, необоснованно отказавшуюся от процедуры медиации или от ее продолжения, возлагаются все издержки, связанные с рассмотрением и разрешением дела в суде.

В Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-Φ3 выделены две группы медиаторов. Одинаков ли для них правовой режим действия принципа добровольности? Полагаем, что нет. Выше уже было выявлено несоответствие в их статусе, в связи с чем ОГЛАВЛЕНИЕ принципа для них также различно. К примеру, добровольность для медиатора, работающего на профессиональной основе, подразумевает, что он добровольно соглашается выполнять обязанности, возложенные на него Законом (ст. 16); соблюдать ограничения в правах, предусмотренных этим же Законом (ст. 15); строго руководствоваться правилами о конфликте интересов. Для такого медиатора будут обязательными правила, утвержденные организацией, членом которой он является.

ОГЛАВЛЕНИЕ принципа добровольности в отношении саморегулируемых организаций раскрывается назначением и функциями, которые закреплены в ст. 18 и 19 Закона.

Принцип независимости и беспристрастности в первую очередь предназначен для медиатора. Для процессуальной цивилистики данный принцип нельзя признать новым, им обусловливается правоприменительная деятельность многих юрисдикционных органов, в связи с чем он отчасти применим к медиации. Как было указано, при проведении процедуры медиации стороны сами выбирают приемлемый для них вариант урегулирования спора, самостоятельно конституируют решение. Задача медиатора заключается только в том, чтобы помочь им прийти к консенсусу по предмету спора.

Независимость и беспристрастность медиатора относительна, она не обеспечена ни политически, ни экономически, ни юридически в полном смысле этого слова. Поэтому более верным было бы назвать рассматриваемый принцип принципом "нейтральности" медиатора. Как бы то ни было, суть требований предопределяет следующее правило поведения для медиатора: он должен стремиться к равному и справедливому отношению к сторонам конфликта; не находиться в какой-либо связи (прямой или косвенной, социальной или родственной), которая не способствует осуществлению возложенной миссии. Медиатор обязан прекратить свое участие в процедуре в случае появления обстоятельств, которые идут вразрез с независимостью и беспристрастностью (личные или деловые отношения с одной из сторон, финансовая, служебная или иная зависимость и др.).

В целом принцип конфиденциальности вводит поведенческие правила для медиатора и раскрыт в ст. 5 и 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Φ3. Анализ этих норм позволяет выделить общее требование – вся информация, ставшая известной медиатору, сохраняется в тайне. Исключение из этого может быть установлено федеральным законом и соглашением сторон.

Рассматриваемое начало полярно принципу, который распространяется на государственные суды при разрешении спора (принцип транспарентности, гласности и публичности судопроизводства).

Суть принципа взаимного сотрудничества и равноправия обусловливается целью, связанной с содействием развитию партнерских отношений и формированию этики делового оборота (ст. 1 Закона). Анализируемый принцип направлен на погашение конфликтных отношений. Свое проявление он находит в ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 8, ст. 11, 13 Закона и определяет правило поведения, в соответствии с которым ни одна из сторон не имеет преимуществ перед другой, им предоставлены равный режим, равные потенции на совершение действий в рамках процедуры урегулирования спора для поиска приемлемого выхода из ситуации. Кроме того реализация данного принципа обнаруживается в одинаковых возможностях сторон при выборе медиатора; формировании переговорных проблем и тематик; выборе условий, на которых будет осуществляться процедура медиации; обозначении своей позиции и, конечно же, в участии в выработке устраивающего всех решения. При этом принцип взаимного сотрудничества и равноправия обязывает стороны соблюдать форму соглашения о проведении процедуры медиации (ст. 8 Закона). В частности, в соглашении должны быть указаны сведения:

– о предмете спора;

– медиаторе или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

– порядке проведения процедуры медиации;

– имущественном бремени расходов, связанных с проведением процедуры медиации;

– сроке медиации.

В заключение подчеркнем, что система принципов процедуры медиации снабжена рядом гарантий, включая нормы об ответственности, прежде всего – гражданско-правовой. Статья 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Φ3 гласит, что медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления этой деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.