Принципы применения налоговых льгот
Мировой опыт показывает, что в современных условиях государство широко использует налоговые льготы для стимулирования социально-экономических процессов. Однако надо иметь в виду, что последствия применения налоговых льгот как инструмента налогового регулирования, противоречивы. Налоговые льготы дают налогоплательщику экономию финансовых средств при уплате налогов, которая может быть направлена на развитие бизнеса, усовершенствование технологий, использование инноваций. Несмотря на то, что предоставление налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому Правительство РФ рассматривает налоговые льготы как "налоговые расходы" бюджетной системы РФ[1]. Необоснованное расширение применения различного рода налоговых послаблений, в том числе налоговых льгот, связанное с этим масштабное "выпадение" доходов бюджета (о чем говорилось в предыдущем параграфе) требует разработки научно обоснованных принципов отбора налоговых льгот и их администрирования.
Одним из важнейших направлений налогового регулирования в России на сегодня является поддержка инвестиций и инноваций, что определено Основными направлениями налоговой политики. В настоящее время у России нет иной альтернативы, как проведение модернизации экономики. Налоговые методы регулирования необходимы для реализации разработанной Минэкономразвития России Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая направлена на поддержку производства и выпуска современной и высокотехнологичной продукции. В период с 2000 г. в российское налоговое законодательство неоднократно вносились поправки, нацеленные именно на поддержку инновационного развития экономики. Они касались таких налогов, как НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог. Однако серьезного прорыва в развитии инновационной деятельности не произошло, о чем красноречиво свидетельствуют данные о нарастании изношенности основных фондов. По данным В. Г. Панскова, износ основных фондов в 1990 г. составлял 35,65%, в 2000 г. — 39,3, в 2010 г. — 47,9%]. Обусловлено это тем, что высвобождающиеся при применении налоговых льгот средства направляются организациями не на развитие производства и совершенствование технологий, а на увеличение заработной платы высшему руководству компаний, приобретение ценных бумаг, предоставление займов, вклады в уставные капиталы других организаций. Пример низкой эффективности налоговой поддержки стимулирования инновационного развития экономики показывает важность соблюдения следующих принципов применения налоговых льгот.
Принцип целевого характера
Налоговая поддержка государства должна не просто создавать условия и возможности для осуществления инновационной деятельности, а целенаправленно принуждать налогоплательщиков проводить модернизацию и обновление производства. Государство должно иметь гарантии того, что направленные в экономику от предоставления налоговых льгот ресурсы будут использованы на установленные им цели, и в первую очередь на модернизацию российской экономики. Нарушение данного условия существенно снижает эффект налоговой льготы. Подтверждением этому является, например, российский опыт стимулирования малого бизнеса в 1990-е гг. До принятия НК РФ в российской практике применялась Вперед налоговая льгота. Малые предприятия освобождались от уплаты налога на прибыль в первые два года их деятельности. В последующие два года ставка налога на прибыль снижалась на 25 и 50% соответственно. Однако эффективность такой поддержки оказалась чрезвычайно низкой, так как применение налоговой льготы не сопровождалось условием обязательного использования высвободившихся средств на развитие производства малого предприятия.
Применение принципа целевого характера налоговых льгот может существенно повысить эффективность налогового регулирования. Налоговые льготы должны устанавливаться "не вообще", а с условием, что налогоплательщик обязан направить сэкономленные средства (или часть их) на определенные, заранее установленные государством цели. Право налогоплательщика на применение налоговой льготы в обязательном порядке должно сопровождаться условием отчета об использовании высвободившихся средств. С позиции принципа "целевого характера" плохо контролируется эффективность воздействия на экономику таких налоговых льгот, как освобождение от уплаты налога, понижение налоговой ставки, установление нулевой ставки налога.