Принципы предпринимательского права

Основополагающие начала, которыми руководствуются заложенные правовые нормы изучаемой отрасли права, называются принципами предпринимательского права. В числе данных принципов юридическая литература называет следующие.

Принцип свободы предпринимательской деятельности и поощрения предприимчивости в предпринимательстве. Этот принцип отражен в следующих статьях Конституции:

- ст. 8, определяющей гарантированное единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности;

- ст. 34, гарантирующей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Развитие данного принципа определено ГК и иными законодательными актами. Согласно данному принципу каждый субъект права по своему выбору и свободному волеизъявлению может начать и вести свое дело с использованием любой формы, предусмотренной законом, осуществляя любые виды деятельности, не запрещенные законом, и т.п. В то же время данная свобода может быть ограничена, но при соблюдении следующих условий: ограничение может быть введено только федеральным законом, и его цели - защита конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Принцип осуществления государственного воздействия на предпринимательские отношения преимущественно на основе применения экономических мер и методов. В процессе осуществления данного принципа всегда должно поддерживаться равновесие в соблюдении интересов предпринимателей (частных лиц) и интересов государства. Ранее государство воздействовало на экономические отношения с помощью приказных, административных методов. В настоящее время государство использует систему единого налогообложения ко всем субъектам предпринимательских отношений, определение в известной мере цен на определенные товары, работы, услуги. Цель данных мер - стимулирование субъектов в развитии своего производства, а соответственно, в насыщении рынка товарами, работами, услугами. Для реализации указанных параметров государство использует в названных мерах систему льгот, дотаций, субсидий и пр.

Принцип поддержки конкуренции и недопущения монополизма и недобросовестной конкуренции. Основы данного принципа заложены в уже названных ст. 8, 34 Конституции и нашли свое развитие в Законе РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограниченной монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Согласно данному основному положению преимущества в своем развитии может получить тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности, производит высококачественные товары (работы, услуги) с наименьшими издержками.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Согласно ст. 8 Конституции "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Исходя изданного положения не может быть определено привилегированное правовое положение какой-либо формы собственности, а соответственно, привилегий для тех предпринимателей, которые используют имущество, находящееся в таком "неприкасаемом" положении. Защищаются все формы собственности также одинаково: по одним правилам, одними способами и т.п.

Принцип законности - общеотраслевой (т.е. свойственный всем отраслям права), но в предпринимательских отношениях он проявляется следующим образом. Во-первых, сам предприниматель при осуществлении им предпринимательской деятельности должен соблюдать правила, требования, установленные государством в законодательных актах. Во-вторых, само государство должно обеспечить законность данных актов и законность в деятельности своих органов (государственных органов и органов местного самоуправления).

Источники предпринимательского права

Отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, регулируются нормативными актами. Выстроим данные акты по сложившейся иерархии начиная с высшего.

1. Конституция, имеющая высшую юридическую силу и применяющаяся непосредственно на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Кроме того, ст. 71 Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся, в частности: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и пр.

2. Следующий по силе источник предпринимательского права - ГК. Данный нормативный акт дает определение предпринимательской деятельности, устанавливает правовые формы данной деятельности, основы имущественных и обязательственных отношений и пр.

3. Иные федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

а) законы, определяющие правовое положение некоторых субъектов предпринимательской деятельности (так, правовое положение профессиональных участников рынка ценных бумаг определяет Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");

б) законы, регулирующие определенную деятельность (например, Федеральный закон от 13.03.1996 № 38-ФЗ "О рекламе");

в) законы, устанавливающие определенные требования как к предпринимательским отношениям в целом, так и к отдельным видам деятельности (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральные законы от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пр.).

4. Подзаконные акты. В этой группе находятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Сюда же следует отнести и акты органов местного самоуправления.

5. В качестве источника следует также назвать обычай делового оборота. Согласно ст. 5 ГК это правило поведения, содержащее следующие признаки: оно должно сложиться и широко применяться; сферой такого применения должна выступать только предпринимательская деятельность (отсюда название "деловой оборот"); оно не должно быть зафиксировано в каком-либо нормативном акте (иначе данное правило станет правовой нормой).

Обычай делового оборота может применяться как наряду с законодательством, так и в случаях законодательных пробелов, но ни в коем случае он не должен противоречить законодательству или его основополагающим началам.

6. Также источником являются международные акты (например. Конвенция Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) о международном финансовом лизинге). Следует отметить, что в случае возникновения коллизии между национальным и международным законодательством приоритет отдается последнему.