Д. Принципы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе
Принципы правового положения человека и гражданина в Европейском Союза выражают собой фундаментальные правовые начала, исходя из которых должны приобретаться и осуществляться права, свободы и обязанности всеми лицами, находящимися на территории Союза (в том числе негражданами ЕС). Важнейшими среди них являются принцип равенства, принцип уважения прав человека, выступающие одновременно в качестве ценностей ЕС, а также принцип гарантированности прав и свобод (см. 5.3).
Е. Общие принципы права Европейского Союза
Общие принципы права ЕС – это особая группа принципов права ЕС, которые получили признание в судебной практике Суда ЕС (ранее официально именовались "общие принципы права Сообщества")[1].
Общие принципы права ЕС определяют создание и применение всех источников и правовых норм ЕС безотносительно к конкретным предметам их регулирования. Термин "общие" обусловлен также двумя другими обстоятельствами. Во-первых, данные принципы признаются общими потому, что они, как правило, свойственны правовым системам всех государств – членов ЕС. Во-вторых, большинство общих принципов права ЕС принято считать общими для всего человечества, для всех стран планеты. В этом смысле данные принципы выступают в качестве общих начал (аксиом) права, которые нужно соблюдать независимо от цивилизации, культуры и иных специфических особенностей конкретного государства.
Так, первоначально (в 1970-е гг.) в качестве общих принципов права ЕС Судом ЕС были признаны принцип равенства, принцип уважения прав человека. Суд ЕС тем самым как бы предвосхитил развитие учредительных документов ЕС, куда эти принципы на рубеже XX–XXI вв. были включены в качестве ценностей Союза (см. выше). Многие права человека, закрепленные сегодня в Хартии Европейского Союза об основных правах, также первоначально действовали в ЕС в качестве общих принципов, установленных Судом ЕС.
К числу общих принципов права Союза, установленных Судом ЕС, относятся также ряд других требований общенормативного характера, в частности:
– принцип пропорциональности (соразмерности), требующий, чтобы любые действия и решения публичных властей строго соответствовали поставленной перед ними цели и не шли дальше ее, в том числе при наложении санкций (ответственность должна быть соразмерной тяжести правонарушения). Сфера действия принципа пропорциональности как общего принципа права Союза является более широкой, чем сфера действия одноименного принципа компетенции ЕС, поскольку охватывает не только ЕС, но и каждое государство-член в отдельности;
– принцип правовой определенности, или правовой безопасности (англ. legal certainty; франц. securite juridique). Этот принцип, на который также неоднократно ссылались в своих постановлениях Европейский Суд по правам человека и Конституционный Суд РФ, означает согласно Суду ЕС следующее требование: любое правовое регулирование должно быть "ясным и четким с тем, чтобы субъекты права могли недвусмысленно знать свои права и обязанности и, исходя из этого, осуществлять свои действия"[2].
В качестве одного из важнейших следствий принципа правовой определенности выступает условие о недопустимости обратной силы для предписаний, ухудшающих правовое положение физических и юридических лиц.
Из принципа правовой определенности Суд ЕС также вывел принцип легитимных ожиданий (англ. legitimate expectations; франц. confiance legitime), который требует от органов власти и должностных лиц не нарушать "обоснованные ожидания", которые они сами породили для граждан и юридических лиц своими "четкими, безусловными и последовательными заявлениями, проистекающими из уполномоченных и надежных источников"[3].