Принципы правового положения человека и гражданина
Принципы правового положения человека и гражданина представляют собой основополагающие начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.
Кроме некоторых аспектов принципа равенства, зарезервированных только для граждан Союза, принципы правового положения обычно распространяют свое действие на всех людей, проживающих, находящихся на территории ЕС или иным образом вступающих в правовые отношения с его институтами, органами, учреждениями, государствами-членами (например, ходатайствующих о выдаче визы для въезда в ЕС).
Принцип равенства – ключевой в системе принципов правового положения человека и гражданина в демократическом обществе. Он призван обеспечить одинаковые условия реализации всех прав и свобод всеми людьми, воспрепятствовать дискриминации или, наоборот, созданию необоснованных привилегий для отдельных лиц или социальных групп. В связи с этим в качестве синонимов или близких по значению терминов в праве ЕС наряду с "равенством" (англ. equality; франц. egalite) используются такие слова и выражения, как "недискриминация" (англ., франц. non-discrimination) и "равноправие", дословно "равное обращение" или "равенство в обращении" (англ. equal treatment; франц. egalite de traitement).
В праве ЕС принцип равенства включает ряд элементов, большинство из которых известны конституционному праву современных государств, в том числе России.
В разделе III "Равенство" Хартии Европейского Союза об основных правах на первое место поставлено юридическое равенство: "Все равны перед законом" (ст. 20 "Равенство перед законом" Хартии). Юридическое равенство подразумевает недопустимость искусственного разделения людей на сословия, касты и иные группы, исходя из принадлежности к которым человек имеет больший или меньший объем прав и обязанностей (подобная ситуация имела место в условиях рабовладельческого и феодального общества). Аналогичным образом, юридическое равенство запрещает предоставление необоснованных привилегий отдельным лицам.
Социальное равенство означает запрет дискриминации в зависимости от социальной группы или категории, к которой принадлежит человек, а именно, дискриминации "по признакам пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, языка, религии или убеждений, политических или любых иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации" (ст. 21 "Недискриминация" Хартии).
Аналогичный запрет дискриминации закреплен в Конвенции о защите прав человека и основных свобод применительно к закрепленным в ней правам и свободам (ст. 14 "Запрет дискриминации" Конвенции). В соответствии с дополнительным протоколом № 12 от 4 ноября 2000 г. в Конвенцию был включен "общий запрет дискриминации", т.е. запрет дискриминации при осуществлении любых прав и свобод, в том числе не закрепленных в ее тексте.
С учетом того, что ЕС является интеграционной организацией, в учредительных документах (ст. 18 ДФЕС), а затем и в Хартии об основных правах (§ 2 ст. 21) получил закрепление такой элемент принципа равенства, как запрет дискриминации по признаку национального гражданства, т.е. дискриминации между гражданам и государств-членов.
Запрет дискриминации по признаку национального гражданства распространяется также на юридических лиц. Например, Германия должна предоставлять гражданам и юридическим лицам Франции такие же права и обязанности, которые установлены для ее собственных граждан и юридических лиц.
В отличие от рассмотренных выше элементов принципа равенства, запрет дискриминации по признаку национального гражданства, по общему правилу, не распространяется на граждан третьих стран. Например, Германия не обязана предоставлять гражданам и юридическим лицам России одинаковые права с немецкими гражданами и юридическими лицами, если только это специально не предусмотрено правом ЕС, ее собственным законодательством или международным правом.
В частности, гражданам России и других третьих стран гарантируется равенство в условиях труда с гражданами ЕС, если они легально трудоустроились в любом государстве-члене: "Граждане третьих стран, получившие разрешение заниматься трудовой деятельностью на территории государств-членов, имеют право на условия труда, эквивалентные тем, какими пользуются граждане Союза" (§ 3 ст. 15 Хартии).
Другим ограничением запрета дискриминации по признаку национального гражданства является то, что он действует в сферах общественных отношений, регулируемых правом ЕС. Например, государства-члены согласно праву ЕС в настоящее время не обязаны предоставлять гражданам других государств-членов право участвовать в референдумах, парламентских или президентских выборах (гражданин Франции, проживающий в Германии, не имеет право избирать и быть избранным в Бундестаг ФРГ или ландтаги немецких земель).
В интересах представительниц прекрасного пола в качестве самостоятельного элемента принципа равенства установлено равенство женщин и мужчин (в источниках и нормах правах ЕС с начала XXI в. женщин, как правило, ставят на первое место): "Равенство женщин и мужчин должно обеспечиваться во всех сферах, в том числе в вопросах занятости, трудовой деятельности и заработной платы" (ст. 23 "Равенство женщин и мужчин" Хартии).
Составной частью равенства женщин и мужчин является запрет дискриминации между ними в вопросах оплаты труда, который содержался еще в первоначальной редакции Договора о ЕЭС 1957 г. (см. 5.2). Равенство женщин и мужчин одновременно признано в качестве одной из ценностей и целей Союза, а устранение неравенства и содействие равенству между женщинами и мужчинами – одним из общих принципов деятельности ЕС. То же самое относится к борьбе с социальной дискриминацией по иным основаниям (ст. 2 ДЕС, ст. 8, 10 ДФЕС).
В то же время согласно Хартии Европейского Союза об основных правах (абз. 2 ст. 23) равенство женщин и мужчин "не препятствует оставлению в силе или принятию мер, которыми предусматриваются специальные преимущества в пользу недостаточно представленного пола", например, установления для женщин специальных квот в органах власти или руководящих органах коммерческих и некоммерческих организаций (подобные квоты в настоящее время вводят все больше государств – членов ЕС).
После реформы Лиссабонского договора в учредительных документах ЕС получил специальное закрепление и такой элемент принципа равенства, как равенство граждан Союза во взаимоотношениях с институтами, органами и учреждениями ЕС. "Во всей своей деятельности Союз соблюдает принцип равенства своих граждан, которые пользуются одинаковым вниманием со стороны его институтов, органов и учреждений" (ст. 9 ДЕС).
Наконец, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод специально предусматривается равенство супругов: "Супруги обладают равными правами и равной гражданско-правовой ответственностью в отношениях между собой и своими детьми в том, что касается вступления в брак, во время пребывания в браке и при его расторжении. Настоящая статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения интересов детей" (ст. 5 "Равноправие супругов" Протокола № 7 к Конвенции).
Специфическим направлением в обеспечении подлинного равноправия супругов, равенства женщин и мужчин в целом Союзом объявлена борьба с насилием в семье. В связи с этим Декларация № 19, одобренная всеми государствами – членами ЕС на межправительственной конференции по подготовке Лиссабонского договора, предусматривает: "Конференция согласна с тем, что в рамках своих общих усилий по устранению неравенства женщин и мужчин Союз в различных направлениях своей политики будет стремиться вести борьбу с любыми формами домашнего насилия. Государствам-членам надлежит принимать все необходимые меры по предотвращению и наказанию этих преступных деяний, а также по поддержке и защите потерпевших".
Принцип уважения прав человека означает, что во всех сферах деятельности органы публичной власти приоритетное внимание должны уделять обеспечению прав и свобод человека, сами не нарушать их.
В соответствии со ст. 2 ДЕС "соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам", признано в качестве одной из ценностей ЕС, т.е. наиболее общих гуманитарных принципов, на которых основан Союз и которыми обязаны руководствоваться все его государства-члены (см. 2.4).
Принцип уважения прав человека получает юридическое выражение через систему прав, признанных и закрепленных в различных источниках, прежде всего, основных прав человека и гражданина, которые рассматриваются в следующем параграфе (см. 5.5).
Принцип гарантированности прав и свобод направлен на то, чтобы субъективные права и свободы личности, продекларированные в юридических нормах, соблюдались на деле, были реальными, а не фиктивными.
В отличие рассмотренных выше принципов равенства и уважения прав человека принцип гарантированности прямо не закреплен в праве ЕС. Его наличие вытекает из существования в праве ЕС комплекса юридических гарантий, которые защищают права и свободы человека и гражданина от нарушений со стороны других субъектов, в том числе со стороны государств-членов, институтов, органов и учреждений самого ЕС. Гарантии прав и свобод, установленные в праве ЕС, рассматриваются в 5.6.