Лекция 8. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ЭДУКАЦИИ
8.1. Система принципов эдукации
8.2. Природосообразность
8.3. Единство воспитания и обучения
8.4. Сознательность и активность
8.5. Наглядность и пример
8.6. Систематичность и последовательность
8.7. Прочность, эмоциональность, доступность
8.8. Опора на положительное 8.9. Связь теории с практикой
Трудность материала – 0,90 у.е.
Минимальное время – 72 минуты
Для самостоятельного изучения материала потребуется 219 минут
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• принцип природосообразности;
• систему принципов эдукации;
уметь
• распознавать действие каждого принципа;
• учитывать действие принципов в проектируемых процессах;
владеть
• правилами реализации принципов эдукации.
Система принципов эдукации
Теоретическая педагогика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами эдукации. Эти законы дают педагогам понимание общей картины объективного развития эдукационных процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой разработки и совершенствования технологий обучения и воспитания. Практические указания по осуществлению эдукации закреплены в принципах и правилах.
Принципы эдукации (принципы обучения-воспитания, принципы ЭП) – это основные положения, определяющие ОГЛАВЛЕНИЕ, организационные формы и методы эдукационного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы – самые важные практически значимые закономерности обучения и воспитания. Статус принципов получают наиболее существенные и часто используемые закономерности. Они становятся основой практической деятельности, на них опираются педагоги в повседневной работе. Именно поэтому принципы иногда рассматриваются как практические положения организации эдукационного процесса. В принципах эдукации выражаются нормативные основы обучения-воспитания, взятого в его конкретно-историческом виде. Выступая как категории педагогики, принципы эдукации обобщают действие многих закономерностей и выражают способы их применения на практике в соответствии с намеченными целями и конкретными условиями.
Правило в педагогической интерпретации представляет собой основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа эдукации. Правила занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил нельзя прогнозировать развитие эдукационных явлений, и это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения-воспитания.
В еще более популярном толковании дидактические правила – это конкретные указания учителям, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков и учителей-практиков вызывает возражения. Они полагают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы. Главное внимание, по их мнению, следует уделять изучению теории, усвоению навыков ее творческого применения на практике. Русская дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебно-воспитательной работы. Учебные пособия для учителей тех лет – это, по сути, сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Все, что не согласовалось с традицией и правилами, решительно пресекалось. Учитель должен был работать только по правилам.
Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного осуществления, поскольку чрезмерно рьяное их исполнение может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей. Но нельзя и совсем отказываться от правил, чтобы не скатиться в волюнтаризм обучения-воспитания, как кому вздумается. В обучении и воспитании, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила.
Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но как это будет сделано, целиком и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. То, как учитель отреагирует на это нарушение, целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин.
Правила вытекают из принципов обучения, в свою очередь, принципы реализуются через правила, поэтому правила можно назвать способами (средствами) реализации принципов. Однако правила не только автоматически следуют из принципов, но и являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения и воспитания больше всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции эдукации, с другой – отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно.
На вопрос о том, сколько всего существует правил, лучше всего ответить словами К. Д. Ушинского: "Сами эти правиланеимеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсенев изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают"[1].
Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно либо чего не нужно делать для выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, почему нужно действовать так или иначе, они не содержат. На этот вопрос отвечают законы, закономерности и самые важные из них – принципы.
В современной системе выделяют следующие принципы эдукации:
• природосообразность;
• единство обучения и воспитания;
• сознательность и активность;
• наглядность, пример;
• систематичность и последовательность;
• прочность;
• эмоциональность;
• доступность;
• опора на положительное;
• связь теории с практикой.