Принципы построения воспитательной среды
Анализ инновационных форм и методов работы с подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию, показывает, что значительным, но недостаточно используемым потенциалом для их полноценного развития обладают различные формы социально ориентированного обучения и внеучебной деятельности, включая деятельность по интересам, а также психолого-педагогическая поддержка детей в процессе этой деятельности. Важным условием эффективности работы в этом направлении является прежде всего ориентация педагогов и администрации на этику ненасилия в отношении детей, соблюдение их законных прав, развитие навыков социальной компетентности, что является составной частью адаптивно-развивающей среды образовательного учреждения.
В последние годы в педагогику вошло понятие "школьная воспитательная система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Петербургские исследователи И. А. Колесникова и E. Н. Барышников считают, что воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения[1]. E. Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка[2]. По его мнению, воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности ребенка представляется исследователю как целое, складывающееся из отдельных (частных) способностей, таких как:
– способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов;
– способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса;
– способность организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых, в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя;
– способность интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными;
– способность создать в образовательном учреждении и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную;
– способность осуществить научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности и т.д.
Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и поли- структурностью системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Академик Л. И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:
а) цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
η) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Основанием для определения типа воспитательной системы может служить характер целевых ориентиров. Если система ориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности и творческого содружества, то такая система является гуманистической. Если же система ориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требований, на воспитание послушания, а дисциплина является и целью, и главным воспитательным средством, то такая система авторитарна и антигуманна[3].
Ключевым звеном, основой личностно ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку. Данный подход ставит в центр образовательно-воспитательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы психолога, учителя, специалиста, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.
Необходимыми условиями построения адаптивно-развивающей среды должны стать целенаправленная и систематизированная работа педагогического коллектива по следующим направлениям:
1. Анализ, выявление и постепенное устранение слабых мест в деятельности учреждения с особой категорией подростков;
2. Конструирование вариативных моделей и форм мультидисциплинарного комплексного (психолого-педагогического, медицинского и социально-правового) сопровождения ребенка по этапам его развития;
3. Система всесторонней поддержки ребенка со стороны различных ведомств и служб, законодательно призванных обеспечивать соблюдение его основных прав и гарантий.
Термин адаптивно-развивающая среда является общим понятием, интегрирующим такие компоненты как воспитательная система учреждения, среда проживания, общения и взаимодействия воспитанников, система комплексного сопровождения ребенка, имеющего статус "оставшийся без попечения родителей".
Такого рода среда должна обеспечивать процессы вхождения ребенка в мир социальных отношений, предоставлять возможности освоения норм и правил поведения, необходимые как для адаптации человека в микросреде, так и в расширенном социуме. Вместе с тем одной адаптивной активности, т.е. усвоения существующих норм и правил, сегодня явно недостаточно для успешного функционирования молодого человека в социуме. Требования и вызовы современного общества побуждают подростка к освоению новых рубежей личностного развития через приобретение навыков социальной компетенции, необходимых для его успешной социализации. Особенно это важно для подростка в ситуации отсутствия помощи со стороны семьи и близкого окружения.
Каждое образовательное учреждение имеет специфику, которая задастся кадровым и творческим потенциалом, различиями в педагогическом опыте и предпочтениями в отношении той или иной педагогической концепции, особенностями жизненной ситуации учащихся. Вместе с тем существуют общие принципы и закономерности воспитательных систем, которые необходимо знать и использовать в качестве фундамента для построения вариативных моделей адаптивно-развивающей среды. К ним относятся следующие педагогические принципы (концепция В. Б. Ремизова и И. В. Ежова).
Принцип гуманизма предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не объекту воспитания; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.
Принцип демократизации отношений предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на свободный выбор, собственную точку зрения, в том числе на вопросы воспитания; стиль отношений ребенка и педагога: "не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать".
Принцип индивидуального личностного подхода предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития учащегося, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я-концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития детей, сочетание воспитания и самовоспитанием.
Принцип природосообразности предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, построение воспитательного процесса на основе этого знания, создание педагогических условий для последовательного развития в соответствии с природными данными и возрастными особенностями.
Принцип творчества и свободы предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, активного участия в построении собственной жизни; развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности, способствующих этому развитию и создающих условия для свободы творчества.
Принцип свободы и выбора предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой ребенок имеет возможность сделать свободный выбор деятельности (вида, содержания и способов), отвечающей его способностям и потребностям, в которой он сможет проявить способности и лучшие личностные качества.
Принцип кулътуросообразности предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении их к культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.
Принцип комплексности и целостности предполагает воспитание и развитие позитивных качеств ребенка в комплексе при заинтересованном участии всех участников образовательного процесса, привлечение к этой работе психологически значимых для ребенка взрослых.
Наряду с вышеназванными принципами для построения адаптивно-развивающей среды используются следующие понятия:
– смысл жизни – осознание человеком основного содержания всей своей деятельности (прошлой, настоящей, будущей), которое определяет его место и значение в мире; то, что придает жизни ценность;
– душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания, самосознания;
– личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других, в пространстве культуры и времени;
– разум – способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека; общий и вербальный интеллект, способность планировать свою деятельность, прогнозировать ход событий в целях мирного сосуществования человека и природы, человека и общества;
– культура чувства – стремление к свободному единению "Я" с окружающим миром, нравственная направленность личности, способность решения проблем без агрессии и причинения вреда другим и всему живому; сотрудничество, ненасильственное общение; приверженность демократическим принципам; чувство прекрасного как путь установления гармонии между человеком и миром; умение, сохраняя свое и чужое достоинство, служить общеполезному делу;
– самостоятельность – умение сделать собственный правильный выбор; свобода выбора во имя гуманистического развития;
– гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе;
– психолого-педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, позитивным развитием, жизненным и профессиональным самоопределением[4];
– системный подход – методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система;
– воспитательная система – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся;
– личностно ориентированный подход – методологическая ориентация в психолого-педагогической деятельности, включающая взгляд на личность ребенка как на цель, а не средство образования, отказ от прямого принуждения как средства насилия над личностью ребенка; позволяющая обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самосовершенствования личности ребенка, развития его индивидуальности;
– комплексное сопровождение развития ребенка, которое предполагает обеспечение достаточных условий для решения ребенком своих проблем и затруднений и усвоение им социальных навыков и компетенций, необходимых для его успешной социализации и интеграции в общество.