Принципы построения налоговой системы
Классические принципы построения налоговой системы были сформулированы еще Адамом Смитом.
Первый принцип. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Иначе возникает неравенство обложения.
Второй принцип. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
Третий принцип. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
Четвертый принцип. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства. Это принцип экономности – сокращения издержек налогообложения.
Эти принципы Адама Смита стали основой налоговой политики. В России эти принципы названы в НК РФ:
– обязательность уплаты налогов;
– налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
– не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство;
– налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
– не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов или налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица или места происхождения капитала.
Управление налоговой системой
Одним из направлений осуществляемой в России налоговой реформы является совершенствование управления налоговой системой. Его сущность заключается в создании единой централизованной системы налоговых органов, которая является многоуровневой. Возглавляет эту систему Минфин России (первый уровень). Специализированным органом, управляющим налоговой системой, является Федеральная налоговая служба России (второй уровень). ФНС России имеет свои территориальные органы (третий уровень): Управления ФНС по субъектам РФ, Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам, Межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных.
В свою очередь Управление ФНС по субъекту РФ включает инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного подчинения, а также межрайонные инспекции ФНС.
В состав органов управления налоговой системой входит также Межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина и ФНС России.
ФПС России действует на основании постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
ФПС России и ее территориальные органы выполняют следующие функции:
– осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
– контролируют представление деклараций, производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
– следят за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
– осуществляют государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
– контролируют и осуществляют проведение лотерей, в том числе всероссийских;
– выдают и ведут реестр на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, табачных изделий, учреждение акцизных складов;
– ведут учет всех налогоплательщиков;
– ведут Единый государственный реестр юридических лиц; Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; Единый государственный реестр налогоплательщиков; Единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
– бесплатно информируют налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
– принимают решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, пеней;
– разрабатывают формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговой декларации и иные документы;
– представляют интересы РФ по делам о несостоятельности (банкротстве);
– выполняют иные функции.
Финансирование ФНС России и ее территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета. ФНС России и ее территориальные органы являются юридическими лицами.