Принципы планирования

При планировании исследования " СУ должны учитываться следующие . принципы:

- системность. Планирование при соблюдении этого принципа должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов исследуемых объектов, подразделений и выполнение общего цикла управления при исследовании;

- необходимое участие. При проведении исследований, в зависимости от объектов и масштабов проводимых

исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным;

- непрерывность. Это обусловливает необходимость работы планировать постоянно и непрерывно, т.е. следовать плановые работы должны быть одна за другой;

- гибкость. Выполнение этого правила должно позволять вносить изменения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий. Во многом гибкость планирования может достигаться наличием различного вида ресурсов;

- достаточная значительность. Плановые работы должны соответствовать поставленным исследовательским целям и задачам;

- необходимая трудоемкость. Трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования;

- реальность. Плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми, что должно быть обеспечено ресурсами;

- конкретность. Все плановые работы должны быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно;

- адресность и ответственность. Форма планов должна предусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий;

- контролируемость. Плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроля их исполнения с возможностью корректировки отклонений от запланированных мероприятий.

В рамках документированных СУ функционирующих организаций все процессы планирования исследования целесообразно отражать в НМД, СТО, процедурах и т.п. Например:

- СТО. Программа проведения исследования элементов, подсистем и системы управления организации (где должны быть установлены общие требования, структура, порядок формирования, правила оформления и реализации рабочих программ исследования);

- процедура управления. Разработка плана мероприятий по исследованию элементов, подсистем и систем управления организации (где должны быть установлены требования, структура, порядок разработки и выполнения планов мероприятий исследования).

В условиях рынка и конкуренции предпринимателям и менеджерам предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства. Поэтому можно сказать, что основой азов прикладного исследования при совершенствовании управления являются вопросы бизнес-планирования прикладных исследований СУ. Каждое такое исследование должно проводиться не ради самого исследования, а с целью получения новых знаний о СУ и улучшения результатов предпринимательской деятельности. При этом достижение первой указанной цели в свою очередь позволяет получить в последующем полезные социальные, экологические, экономические и другие эффекты. Все это обусловливает проведение работ по бизнес-планированию целесообразности исследований СУ с их обоснованием.

Бизнес-план

Общеизвестным инструментом рассматриваемого вида планирования на предприятии является так называемый бизнес-план. Применительно к прикладному исследованию СУ он представляет собой документ, предваряющий начало его проведения и определяющий цели исследования, обосновывающий на основе анализа все появляющиеся при этом проблемы, определяющий источники финансирования, пути и способы достижения поставленных целей. Цель бизнес-плана — подтвердить с помощью конкретного анализа и расчетов, что идеи, связанные с прикладным исследованием, практически осуществимы.

Практика разработки бизнес-планов получила широкое распространение в развитых странах Запада. В российской практике близким аналогом бизнес-плана является технико-экономическое обоснование (ТЭО) проведения НИР. Бизнес-план может составляться как для внутреннего, так и для внешнего пользования, но все-таки чаще всего его составляют для будущих вкладчиков, инвесторов, для заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах, т.е. для сторонних субъектов относительно предприятия.

Бизнес-план должен быть идеально документирован, так как может детально изучаться будущими инвесторами, кредиторами и т.п., поэтому он должен быть написан теми, кто его будет исполнять.

К созданию бизнес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов сторонних организаций (ученых, экономистов и др.). Однако не исключается возможность привлечения к этой работе и вкладчиков, инвесторов, которые могли бы усилить потенциал организаторов, исполнителей и специалистов сторонних организаций, участвующих в разработке бизнес-планов. Как и всякий перспективный документ, бизнес-план должен пересматриваться в зависимости от ситуации, действующей и возможной конъюнктуры, и корректироваться. Этого требуют интересы дела для успешных отношений с инвесторами и другими заинтересованными сторонами.

Общие требования к бизнес-плану как важнейшему инструменту предпринимательского менеджмента предъявляются те же, что и к аналогичному организационно-правовому документу планового характера. К требованиям, которые должны максимально учитываться разработчиками такого документа, следует, в первую очередь, отнести:

- достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии);

- своевременность (составление и соответственно использование по назначению в нужное время);

- достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);

- понятность и доступность для восприятия.

Наряду с указанными требованиями материалы бизнес-плана должны также обладать:

- четкостью и логической последовательностью;

- убедительностью аргументации; конкретностью и краткостью;

- обоснованностью всех положений и их рекламной привлекательностью.

Нельзя составлять бизнес-план большого объема и перегружать его лишней информацией, так как он обычно просматривается и используется многими деловыми людьми. В большинстве случаев объем всего бизнес-плана не должен превышать 20—25 страниц машинописного текста.

Структура (состав основных разделов) бизнес-плана в зависимости от его целей исследования и других обстоятельств может быть разнообразной. Однако независимо от структуры разделов бизнес-план должен предваряться титульным листом. Кроме того, целесообразно также составлять оглавление (ОГЛАВЛЕНИЕ) и перечень условных обозначений, символов и сокращений.

Обобщая примеры структур разделов бизнес-планов применительно к исследованиям прикладного характера на промышленном предприятии можно рекомендовать следующий наиболее типовой вариант его структуры.

- Титульный лист.

- ОГЛАВЛЕНИЕ (оглавление).

- Перечень условных обозначений, символов и сокращений.

- Введение.

- Цель, объект, предмет, задачи, методология и методика исследования СУ.

- Характеристика и потенциал предприятия.

- Описание вида предпринимательской деятельности.

- Описание продукции.

- Оценка рынков сбыта.

- Описание и оценка конкурентов.

- Прогноз сбыта продукции.

- Стратегия маркетинга.

- План маркетинга.

- План производства.

- План ресурсного обеспечения исследования СУ (информационного, ТСУ, персоналом).

- План функционально-организационного обеспечения исследования СУ (функционального, управленческо-технологического, методического, организационно-структурного).

- Процедуры принятия решений.

- Анализ прибыльности исследования СУ.

- Финансовая стратегия и требования к инвестициям.

- Финансовый план.

- Приложения.

ОГЛАВЛЕНИЕ каждого из разделов бизнес-плана, как и их состав, во многом зависит от целей, намеченных при составлении этого плана, сложившейся конъюнктуры, реального положения дел на предприятии и др.

Очевидно, что разработка на предприятии бизнес-плана, даже независимо от его цели и назначения, носит широкопрофильный и многоаспектный характер. Это задача может быть решена качественно только многими работниками различных специальностей. В разработке бизнес-плана должны принимать участие менеджеры высшего звена предприятия. Однако каждому из них целесообразно заниматься этими вопросами в рамках своей компетенции. Тем более это относится к соисполнителям того или иного раздела плана. Каждый специалист имеет определенные ограничения по своим профессиональным знаниям и информированности, кроме того, необходимо ограничить доступ к конфиденциальной информации (даже для сотрудников предприятия).

Нередко для разработки бизнес-плана целесообразно привлекать консультантов и экспертов-специалистов в области планирования условий рынка и конкуренции. Всю координационную работу по составлению бизнес-плана целесообразно осуществлять одному из первых заместителей или непосредственно руководителю предприятия. Это связано с тем, что информация такого документа и результаты его использования при принятии последующих решений могут оказаться жизненно важными для судьбы всего предприятия.

Разработку на предприятии бизнес-плана в целях организационно-методического единообразия следует осуществлять по следующим стадиям:

1) определение цели создания и организация разработки бизнес-плана;

2) разработка проекта бизнес-плана (первой редакции);

3) обсуждение и разработка окончательной (второй и последующих) редакции (редакций) проекта бизнес-плана;

4) оформление, подготовка и утверждение бизнес-плана;

5) копирование (размножение) бизнес-плана.

На первой стадии — стадии организации разработки и определения цели создания бизнес-плана руководителем предприятия назначается руководитель разработки плана. При этом четко определяется цель разработки бизнес-плана, его назначение и сроки составления. В этот же период определяется состав ответственных исполнителей.

Наряду с этим решается вопрос о необходимости привлечения к разработке специалистов сторонних организаций, определяется, для какой конкретно цели, в какой форме, на каких условиях они привлекаются. Поданным вопросам может быть издан приказ или распоряжение. Важным этапом работ первой стадии является определение структуры разделов бизнес-плана, чему должна предшествовать работа по сбору, изучению и анализу методических материалов и имеющихся аналогичных бизнес-планов.

Для лучшей организации и сокращения сроков составления бизнес-плана следует составить комплекс мероприятий по его разработке (табл. 50).

Таблица 50. План разработки бизнес-плана (наименование бизнес-плана). Фрагмент

Стадии, этапы и работы по разработке бизнес-плана

Ответственные исполнители

Исполнители

Срок исполнения

1. Организация разработки и определение цели разработки бизнес-плана

• Назначение руководителя разработки бизнес-плана.

• Определение цели и назначения бизнес-плана.

• Сбор, изучение и анализ материалов, связанных с бизнес-планом.

• Определение структуры.

2. Разработка проекта бизнес-плана

• Разработка раздела "Введение"

На второй стадии — стадии разработки проекта бизнес-плана (первой редакции) разрабатывается соответствующими исполнителями под руководством ответственных исполнителей каждый из разделов плана. На этой стадии разделы могут составляться не обязательно в их порядковой последовательности. Более того, их целесообразно разрабатывать последовательно-параллельным путем для сокращения сроков создания всего бизнес-плана. Для разработки того или иного раздела ответственные исполнители могут при необходимости привлекать более широкий круг исполнителей-специалистов, чем это предусмотрено планом разработки, используя как имеющуюся на предприятии информацию, так и результаты различных исследований (в частности маркетинговых) сторонних организаций.

Исключительно важным этапом работ на данной стадии является редактирование и объединение всех разделов, разработанных разными исполнителями, в единый взаимосвязанный, целостный документ — первую редакцию бизнес-плана. Эту работу следует выполнять одному человеку — руководителю разработки бизнес-плана или по его поручению одному из ответственных исполнителей, владеющему более широкой информацией, чем другие ответственные исполнители разделов.

На третьей стадии — стадии обсуждения и разработки окончательной (второй и последующих) редакции (редакций) проекта бизнес-плана весь план передается на отзыв и на рассмотрение компетентным специалистам, ответственным исполнителям разделов плана и руководящим работникам предприятия. При возможности он может быть отправлен на экспертизу в специализированные сторонние организации. После изучения и анализа отзывов на бизнес-план следует сделать обобщенную сводку отзывов и замечаний.

По результатам обсуждения руководитель разработки и ответственные исполнители разделов бизнес-плана принимают наиболее рациональные решения по корректировке содержания документа и разрабатывают окончательную редакцию бизнес-плана. При необходимости и в зависимости от обстоятельств могут разрабатываться вторая и последующие редакции данного документа.

На четвертой стадии — стадии оформления, подготовки и утверждения бизнес-плана проводятся работы соответственно по оформлению данного документа, подготовка к его утверждению и непосредственно утверждение. Особое внимание разработчикам бизнес-плана следует обратить на его оформление, хотя многим этот этап работы представляется несколько формальным. Однако оформление документа переходит из чисто формальной операции в исключительно практическую, существенно влияющую на имидж предприятия и авторитет его руководителей. Перед утверждением бизнес-плана руководителем предприятия целесообразно окончательную редакцию согласовать со всеми заинтересованными сторонами и подразделениями. Согласование следует осуществлять для экономии времени одновременно (параллельно) со всеми согласующими сторонами и лицами. Проект бизнес-плана на утверждение представляется, как правило, в трех экземплярах, один из которых должен быть первым.

На пятой стадии — стадии копирования (размножения) бизнес-плана осуществляется копирование или размножение любым приемлемым и экономичным способом. Порядок распространения и использования бизнес-плана в большей мере определяется его целью и назначением.

В целом оформление бизнес-плана следует осуществлять по правилам, полностью соответствующим или приближенным к книгам, брошюрам и т.п., подготавливаемым к изданию. Это должно относиться к расположению текста на листах, таблицам, иллюстрациям, нумерации страниц, нумерации разделов (глав) бизнес-плана, его подразделов, пунктов и др.

Следует отметить, что методическое обеспечение обоснования целесообразности проведения исследования СУ, предназначенное для изложения в заявке претендента на участие его в конкурсном распределении непосредственно централизованных государственных инвестиционных ресурсов, закреплено в одном из Постановлений Правительства РФ.