Принципы организации управления разработками АСУ
Как было показано выше, в понимании принципов построения и организации функционирования АСУ выделяют функциональную и обеспечивающую части, охарактеризованные в предыдущем параграфе.
Соответственно при управлении разработками автоматизированных систем выделяют две основные проблемы:
1. Формирование структуры ФЧ АСУ и выбор на ее основе первоочередных задач автоматизации.
2. Формирование структуры ОЧ АСУ как организационной формы взаимодействия всех видов обеспечения (информационного, технического, организационного и т.д.), необходимых для реализации подсистем и задач, входящих в структуру ФЧ АСУ.
Решение этих двух основных проблем взаимосвязано. С одной стороны, структура ОЧ определяется структурой ФЧ. В то же время выбор структуры ФЧ во многом зависит от имеющихся технических, программных и иных средств, т.е. определяется потенциальными возможностями ОЧ.
Основные проблемы управления разработками АСУ, в свою очередь, делят на задачи, которые часто можно решать параллельно.
Например, первую проблему делили следующим образом.
1.1. Прогнозирование структуры ФЧ АСУ.
Разработка прогнозного варианта структуры ФЧ АСУ (на 15–20 лет) и основных направлений развития АСУ (на 5–10 лет).
1.2. Разработка структуры ФЧ АСУ последующей очереди (на 3–5 лет).
Эту задачу называли также "Выбор первоочередных подсистем (комплексов задач) автоматизации для последующей очереди АСУ".
1.3. Выбор первоочередных (наиболее значимых) задач в подсистемах АСУ и последовательности их проектирования и внедрения.
1.4. Проектирование подсистем АСУ.
Вторую проблему можно представить следующими подпроблемами:
2.1. Выбор (обоснование) структуры ОЧ АСУ.
2.2. Проектирование отдельных видов обеспечения.
Кроме того, в действующей АСУ важно создавать организационную структуру АСУ, которая определяется составом и взаимосвязью отдельных структурных подразделений в условиях эксплуатации АСУ. Поэтому к названным основным проблемам в последующем была добавлена проблема управления разработками АСУ.
Систему управления разработками АСУ можно считать третьей проблемой и разделить ее на следующие задачи.
3.1. Разработка структуры организационного обеспечения управлением разработками АСУ (на первых этапах эта задача сводится к определению структуры подразделения, разрабатывающего АСУ, а по мере развития – к определению взаимоотношений между подразделениями-разработчиками и подразделениями, использующими результаты разработки в практической деятельности, а также подразделениями, подготавливающими и контролирующими вводимую информацию). Иногда эту составляющую выделяют в самостоятельную проблему.
3.2. Создание информационной системы для обеспечения проектирования подсистем и задач АСУ.
Стратифицированная структура, определяющая взаимосвязь проблем и подпроблем, которые возникают при разработке АСУ, приведена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Этапы разработки АСУ
Для управления разработками автоматизированных систем были подготовлены соответствующие руководящие методические материалы, в которых АСУ трактовалась как развивающаяся система, и вводилось понятие очереди. АСУ первой очереди разрабатывалась как автоматизированная информационная система – АИС. В руководящих материалах оговаривался также порядок разработки соответствующей очереди АСУ (АИС) и ввода ее в эксплуатацию (рис. 5.2).
При реализации приведенной на рис. 5.1 структуры ориентировались на методику, приведенную на рис. 5.2. Получаемая структура ФЧ АСУ и выбор состава ОЧ проводились на основе обследования существующей системы управления предприятием и технико-экономического обоснования (ТЭО) и являлись основой разработки технического задания (ТЗ). После согласования и утверждения ТЭО и ТЗ выполнялись технический (ТП) и рабочий проекты (РП) и осуществлялся ввод разработанных подсистем АСУ в эксплуатацию.
Рис. 5.2. Порядок разработки АСУП
В то же время практика показала, что разработку АСУ невозможно реализовать на основе одного проекта. Было введено понятие очереди АСУ и в процессе реализации предшествующей очереди начиналась разработка структуры ФЧ и ТЗ следующей очереди (рис. 5.3), т.е. применялась одна из важных закономерностей теории систем – закономерность историчности (см. гл. 3).
Рис. 5.3. Проявление закономерности историчности при разработке АСУ
При разработке каждой последующей очереди АСУ последовательность этапов, приведенная на рис. 5.2, повторялась.
Более того, практика показала, что в период одной очереди при разработке подсистем этапы, приведенные на рис. 5.2, также необходимо повторять применительно к каждой подсистеме.
Были разработаны типовые положения, типовые структуры, порядок разработки и другие методические материалы, объединенные затем в единый документ – Общеотраслевые руководящие методические материалы (ОРММ), регламентирующие ход разработки АСУ и ОАСУ.
Четкий порядок, установленный ОРММ, ускорил распространение опыта организации работ по проектированию АСУ, облегчил учет и сравнительный анализ хода работ по созданию АСУ на предприятиях и в отраслях. Однако одновременно ограничил развитие АСУ ряда предприятий и НПО, что явилось неизбежным в силу закона "необходимого разнообразия" У. Р. Эшби (см. гл. 3); именно за счет ограничения "разнообразия", т.е. типизации и в конечном счете за счет унификации систем было достигнуто упрощение централизованного управления разработками АСУ, и стали разрабатываться автоматизированные системы управления разработками (АСУР).
Негативная роль ОРММ была в последующем осознана, особенно в период перехода предприятий на самоокупаемость и хозрасчет. Типовые решения и структуры можно использовать лишь на начальных стадиях создания АСУ, а по мере их развития все больше начинают проявляться индивидуальные особенности конкретных предприятий и объединений и связанная с этим индивидуальность АСУ.
В этих условиях для управления разработками АСУ требуются методические материалы, в которых не только определялось бы, что нужно делать в процессе разработки АСУ и диктовались бы готовые типовые проектные решения, а давались бы рекомендации о том, как нужно принимать решения по выбору структуры АСУ, средств ее реализации в конкретных условиях, каким образом необходимо разрабатывать соответствующие методики и модели для принятия решений по управлению разработками АИС и АСУ с учетом конкретных особенностей предприятий и организаций.
Очевидно, что принципы построения и эффективность АСУ существенно зависят от уровня развития информационных технологий.
С появлением в середине 1980-х гг. персональных ЭВМ происходит корректировка идеи АСУ от ВЦ и централизации управления – к распределенному вычислительному ресурсу и децентрализации управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосредоточить в них решение крупных долгосрочных стратегических задач.
В то же время для обеспечения эффективного управления крупными предприятиями остается актуальной идея создания интегрированных АСУ (см. параграф 5.7), а для обеспечения информацией по группам основных функций организационного управления крупными предприятиями, корпорациями – корпоративных информационных систем – КИС.