Принципы организации деятельности в открытом социуме
Основными принципами организации деятельности во внеинстиуциональной сфере социума являются:
• принцип приоритетности интересов клиента. Во время осуществления конкретных действий на улице необходимо в первую очередь исходить из потребностей самих клиентов. В связи с этим все мероприятия должны быть направлены в первую очередь на "неухудшение" состояния и положения конкретной личности. Следует всегда помнить, что положительный эффект некоторых абсолютно положительных и оправданных действий (например, насильного помещения безнадзорного ребенка в приют) сводится на нет, превращаясь в свою противоположность, при отсутствии у самого человека желания возвращаться в социум и часто лишь стимулирует новый всплеск агрессивности и девиантности в поведении клиента. Необходимо учитывать, что реальное положение сотен тысяч людей, проводящих свою жизнь в условиях открытого социума (улицы), вынуждает их вести образ жизни, неодобряемый основной массой населения, но необходимый им для сохранения жизни;
• принцип добровольности. Общеизвестно, что насильно помочь нельзя. В основе оказания помощи должны лежать доверительные отношения, исключающие все репрессивные концепции вмешательства. Оказание помощи осуществляется по мере формирования запроса со стороны клиентов. Специалист участвует в формировании запроса путем предоставления информации о возможной помощи, досуге, предлагая свои варианты, содействуя развитию интересов клиентов, их способности к самореализации. Без согласия клиента на сотрудничество в процессе его спасения работник ограничивается функциями наблюдателя. Существует лишь несколько случаев, когда уличный социальный педагог должен активно вмешаться в происходящие с клиентом события без его согласия. Это угроза убийства человека, высокая вероятность совершения им тяжкого преступления, а также суицидальные намерения клиента. Во всех остальных случаях работник должен отдавать приоритет решениям и мнениям самого подопечного. Клиенты должны видеть, что социальный педагог уважительно относится к их праву на самостоятельное решение, ничего им не навязывая, не пытается насильно изменить их образ жизни и т.д.;
• принцип анонимности. Точная и развернутая информация о клиенте не всегда является хорошим условием для установления доверительных отношений. Представители уличных группировок, работники сексиндустрии, наркоманы и т.д. часто вовсе не заинтересованы в информировании социального педагога о своих биографических данных, своем прошлом и т.п. Ведущая цель деятельности социального педагога – помощь человеку, а добровольно предоставленные им сведения – лишь условие, облегчающее данную работу, не более того;
• принцип конфиденциальности. Клиент, вступающий в контакт с социальным педагогом, предоставляет только ту информацию, которую сам желает предоставить. Конфиденциальность может касаться различных аспектов жизни: состояния здоровья, наличия судимости, деятельности, лежащей вне рамок закона, и т.д. Когда в процессе взаимодействия с клиентом социальный педагог сталкивается со случаем преступных деяний, он фиксирует и подвергает анализу вместе с другими подопечными указанные правонарушения, сохраняя при этом конфиденциальность. Активной борьбой с преступностью и криминальными проявлениями в маргинальных сообществах занимаются полиция и юстиция, цель социальной работы, педагогики и психологии – помощь человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. В ряде зарубежных стран уличные работники даже имеют право отказаться от дачи показаний в суде, если по их мнению данная информация может нанести вред клиенту. Кроме того, им предоставлено право самостоятельно определять объем и ОГЛАВЛЕНИЕ информации, отражаемой в отчетной документации;
• принцип доверия. Главные группы риска, существующие во внеинституциональной сфере, являются социальными меньшинствами, поэтому они настороженно относятся к каждому, кто не принадлежит к их субкультуре и внезапно в нее вторгается. Доверие выступает основой установления личностного контакта с членом такой группы, а наличие подобного контакта – условие и одновременно канал оказания своевременной и актуальной для клиента помощи и поддержки. Информация, полученная от клиента и о нем, в ходе дальнейшей работы, безусловно, должна перепроверяться и уточняться социальным педагогом;
• принцип безопасности. Клиенты должны быть уверены во всесторонней безопасности общения с социальным педагогом, начиная от безопасности предоставления ему информации до безопасности своих личностных границ в процессе общения. Социальный педагог не должен нести угрозу образу жизни и ценностям клиента;
• принцип защиты прав и интересов клиента. В ситуации конфликта клиента и какой-либо структуры или учреждения социальный педагог выступает на стороне клиента и защищает его права и интересы;
• принцип эмпатии. Необходимое условие успешной работы – искренняя заинтересованность социального педагога личностью клиента. Поскольку основой работы являются межличностные отношения, важно, чтобы отношение специалиста было профессиональным независимо от того, с какой категорией клиентов ведется работа. Характер целевой группы и проблем ее членов не должен оказывать влияния на способность специалиста к сопереживанию, сочувствию, на его искреннее желание помочь им. Недопустимо осуществление работы специалистом, имеющим какие-либо предубеждения, негативное отношение или пренебрежение к членам целевой группы;
• принцип лояльности. Взаимодействуя с представителями неформальных группировок, социальный педагог вынужден наблюдать разнообразные варианты нарушения нравственных, моральных, а часто и юридических норм поведения. Отсутствие выдержки, желание привести поведение подшефного к субъективно осознаваемой норме обычно не только не способствует успешности взаимодействия, а, наоборот, может создать непреодолимый барьер для доверительного общения со стороны потенциальных клиентов. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков клиента. Социальный педагог не должен забывать, что практически все поступки человека, живущего на улице, продиктованы в первую очередь стремлением выжить в сложных условиях, и специалист не вправе осуждать его за это. Какого-либо рода оценки и действия в данном направлении возможны лишь по отношению к отдельным членам данного сообщества, эмоционально-личностные отношения с которыми у педагога носят устойчивый характер, к тем, у кого специалист пользуется не только доверием, но и определенным авторитетом. Прогрaммные мероприятия (особенно на начальных этапах взаимодействия специалиста с конкретной группой) не должны в корне противоречить существующему образу жизни и быту членов группы;
• принцип гибкости. Работа в условиях социума должна быть адекватна не столько утвержденному плану мероприятий социальной службы, сколько потребностям конкретных клиентов. Формы и методы работы должны способствовать не только решению глобальных, длительно формировавшихся проблем людей, находящихся в сложной жизненной ситуации, но и сиюминутных проблем людей, живущих в условиях динамичной внеинституциональной сферы социума;
• принцип баланса расстояния и близости. Самым напряженным вопросом любой работы в сфере помощи является отношение и правильный баланс расстояния и близости. Социальный педагог должен строить систему отношений с клиентом и его ближним окружением, соблюдая дистанцию, определенную его функциональными обязанностями, и четко разграничивать сферу личных и профессиональных отношений;
• принцип непрерывности присутствия в среде. Этот принцип имеет различные варианты реализации: от регулярных рейдов информационно-регистрационного характера по местам дислокации маргинальных группировок до внедрения социального педагога в среду той или иной группы "под прикрытием". Реализация данного принципа позволяет не только устанавливать тесные доверительные взаимоотношения с клиентами, но и глубже понимать специфику внутригрупповых взаимоотношений, нормы и ценности конкретной субкультуры, а следовательно, выбирать наиболее адекватные методы взаимодействия. Кроме того, близость к среде позволяет социальному педагогу своевременно отслеживать возникающие в группе негативные тенденции, развитие кризисных и иных опасных ситуаций и оперативно реагировать на них;
• принцип комплексности. Работа в условиях социума должна проводиться в комплексе с другими видами социальной помощи. Тогда и стационарная помощь, оказываемая различными социальными учреждениями и службами, которых стараются избегать члены уличных группировок, становится более эффективной и целенаправленной;
• принцип прозрачности. Данный принцип находит свое воплощение в характере взаимоотношений, устанавливаемых социальным педагогом с членами уличных группировок. Недопустимо ведение социальным педагогом "игры на два фронта": например, помощь подросткам – членам асоциальной группировки и одновременно содействие полиции, органам, заинтересованным в поимке отдельных членов данной группировки;
• принцип ориентации на ресурсы. Он предполагает зависимость содержания реабилитационной и реадаптационной деятельности, осуществляемой социальным педагогом, от возможностей конкретного клиента, а не от социального заказа общества либо культивируемых в обществе идеалов перевоспитания, реабилитации и т.п.;
• принцип парастельности действия. Деятельность специалиста должна поддерживать, пропагандировать и развивать те позитивные типы поведения и стратегии, которые уже являются частью образа жизни и быта конкретной целевой группы, способствовать распространению приемлемых, социально одобряемых типов поведения, одновременно способствуя искоренению типов поведения, препятствующих реабилитации. Принцип параллельности предусматривает также параллельное воздействие на целевую группу в целом и на отдельных ее членов через наиболее замотивированных на сотрудничество участников группы;
• принцип территориально-ситуационной обусловленности. Деятельность социального педагога должна быть построена с учетом и через структуру социальных сетей конкретной социальной группы. Например, места относительно постоянного проживания членов той или иной группы риска, а также распределение ролей внутри конкретной группы могут быть задействованы в качестве территории и канатов осуществления воздействия на ее членов.
К числу наиболее распространенных технологий взаимодействия с клиентами в рамках социально-педагогической деятельности, осуществляемой в настоящее время в открытом социуме, относятся:
– лидерская технология (автор Wayne Wiebel);
– технология клиентов-исполнителей (авторы Р. С. Брод- хед и Д. Д. Хеккаторн);
– технология сети сверстников-наставников (автор К. Латкин);
– технология "равный поможет равному".