Принципы обучения
Применение теоретической концепции обучения в образовательной практике требует введения понятия "принцип", назначением которого является соединение теоретических представлений с практикой. Принципы являются исходными положениями для организации практики и выступают результатом развития научного знания. В дидактике под принципом понимается инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, а также знание о целях, сущности, содержании и структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Такое понятие принципа в дидактике объясняется всеобщим характером принципов, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ и ход педагогического процесса в любых конкретных вариантах.
Поскольку дидактика есть неотъемлемая часть педагогики, то и дидактические принципы служат не только задачам обучения, но и воспитания, и развития. Поэтому общие принципы воспитания о развивающей и обогащающей деятельности, о сочетании требований и уважения к личности, а также общие принципы организации деятельности о предвидении и целеполагании, соответствии методов целям и содержанию деятельности, зависимости управленческих решений от конкретных условий, получают конкретное воплощение в принципах обучения.
В истории дидактики одними из первых были выделены два важнейших и основополагающих принципа обучения – культуросообразности и природосообразности, введенные в научный оборот Я. А. Коменским и подробно рассмотренные позднее Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским. Эти принципы выражали требование строить образование, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, а также с законами окружающей ребенка природной и социальной среды. Позднее эти два принципа были объединены в одном – принципе социокультурного соответствия (сообразности).
Уже на этом примере видно, что принципы обучения рассматриваются в современной дидактике как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Поэтому принципы:
а) отражают основные требования к организации педагогической деятельности;
б) указывают направления развития педагогической деятельности;
в) выводятся из закономерностей и потому имеют объективную основу;
г) имеют единую методологическую основу;
д) выражают закономерные связи между педагогом и воспитанником;
е) позволяют творчески подходить к построению педагогического процесса.
Ведущими принципами обучения в современной дидактике различными исследователями называются шесть принципов, перечень и сущность которых изложены в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Принципы обучения
Наименование принципа |
Сущность принципа |
1. Принцип развивающего обучения |
Регулирует соотношение овладения ОГЛАВЛЕНИЕм изучаемого и развития |
2. Принцип систематичности |
Нацеливает на достижение единства части и целого, элемента и структуры в овладении ОГЛАВЛЕНИЕм |
3. Принцип наглядности |
Регулирует отношение и взаимосвязь конкретно-образных и абстрактно-логических элементов в познании |
4. Принцип прочности |
Реализует взаимосвязь и взаимодействие между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием – с другой |
5. Принцип научности |
Регулирует соотношения явления и сущности, объяснения и прогноза, истолкования и преобразования действительности |
6. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона |
Регулирует соотношение потребности и долга, рационального и эмоционального |
Кроме приведенных в таблице, существуют принципы, сущность которых и двойственность раскрываются в их наименовании:
– принцип связи теории с практикой;
– принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности обучаемых;
– принцип единства учебной и научно-исследовательской деятельности;
– принцип сочетания коллективной работы с индивидуальным подходом.
Заложенная в названии некоторых принципов двойственность проявляет противоположные тенденции обучения, которые могут отражаться в существе самого принципа, а могут обнаруживаться в процессе его взаимодействия с другими принципами. Поэтому каждый принцип, в том числе и когда он рассматривается в паре с другим принципом, служит механизмом регуляции конкретных педагогических противоречий и их разрешения, способствуя общей гармонии в достижении согласованности и взаимодействия всех сторон процесса обучения.