Принципы обеспечения эффективности исследования
Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Определим необходимые понятия. Принцип – это правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Принципы обеспечения эффективности исследования
1. Принцип объективности. Согласно этому принципу любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости. Это определяет успех исследования. Но использование данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъективное. Многое в исследовании определяется интуицией, ее необъяснимым влиянием на поведение человека, на поиск истины. Принцип объективности – это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, это возвращение к объективному в результате размышлений, анализа идей, мыслей и позиций.
Объективность – это маяк и критерий исследовательской деятельности, система доказательств и оценок.
2. Принцип системности – это принцип поиска и определения связей, целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды. Он позволяет концентрировать исследования на сущности проблемы, главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойства как проявление целого в одном случае или как проявление отдельного в другом.
3. Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной заранее разработанной технологии. "Слона можно съесть только по частям", – восточная мудрость, которая образно может характеризовать этот принцип. При использовании этого принципа большое значение имеют ответы на вопросы: с чего начать, и как двигаться к результату?
4. Принцип потребности и целеустремленности означает, что любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Исследование – это не только разрешение возникшей проблемы, но и определение цели, которой можно при этом достичь. Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах – многоаспектности, совместного исследования, разветвленности исследования, сложности проблемы и т.д.
5. Принцип "обгонять не догоняя". Иной вариант образного представления этого принципа формулируется как "не изобретать велосипед". Любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия, на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное.
Этот принцип может восприниматься неоднозначно. В исследованиях иногда бывает очень полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Иногда именно это может быть импульсом для возникновения новых подходов, продолжения исследования, мотивации идей. Все зависит от характера проблемы. Поэтому данный принцип надо дополнить принципом исследовательского сомнения. Это не скептицизм, мешающий поиску нового, это оценка существующего по новым критериям объективности, точности, полезности. Ведь развитие науки – это возникновение не только новых научных положений, но и новых методов анализа, оценки, уточнения, дополнения, конкретизации. Поэтому сомневаться исследователю полезно, но нельзя всю его деятельность свести к сомнениям. Она должна строиться на поиске нового. Сомнения должны сочетаться с движением мысли вперед.
6. Принцип управления мышлением, творческим процессом. Как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности. Все это делает исследование эффективным, обеспечивает свободу мышления, что означает необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей.
Конечно, исследовательская деятельность – это творчество, проявление которого зависит не только от хорошо организованной работы, но и от вдохновения, которым, казалось бы, невозможно управлять. Но ведь нельзя исключать мотивирование вдохновения, обеспечение его направленности, создание благоприятной обстановки для его проявления. А это есть уже управление.
Как и всякая деятельность, исследование строится на использовании определенных ресурсов, величина и структура которых в значительной мере определяют его эффективность. Ресурсы нельзя использовать бездумно, но, если вы хотите получить необходимый результат, нельзя и бездумно лишать исследования необходимых ресурсов. Однако при этом необходимо придерживаться принципа гибкой экономии ресурсов. В некоторых исследованиях заранее очень трудно предусмотреть и достаточно точно рассчитать, сколько ресурсов понадобится для достижения необходимого результата. Поэтому расчет ресурсов надо делать с запасом, понимая, что и результат исследования не всегда достаточно предсказуем. Иногда он может быть значительнее ожидаемого. Тогда и при перерасходе ресурсов эффективность исследования будет все равно высокой.
7. Принцип качественной и количественной определенности. Он заключается в том, что по возможности исследования надо проводить, опираясь на количественные измерители параметров, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т.е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности.
8. Принцип фактологического обеспечения исследования (фактологической корректности), который заключается в том, что необходимо исследование строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа объективности и успешности исследования, а в конечном итоге – и сто эффективности.
9. Принцип реализации креативного потенциала менеджера, который формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.
10. Принцип опоры на исследовательское мышление менеджера, развитие которого должно мотивироваться в практике управления и в процессе проведения исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решение проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно, исследовательски, инновационно.
11. Принцип трудоемкости. Суть его заключается в том, что всякое исследование должно быть рассчитано с точки зрения трудоемкости его проведения. От этого зависит и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а следовательно, и эффективность.