Принципы
• ценности личности, заключающийся в признании самоценности личности каждого ребенка вне зависимости от той роли, которую он играет, позиции, которую он занимает, мнения, которого он придерживается; признании приоритета общечеловеческих ценностей;
• уникальности личности состоит в признании неповторимости индивидуальности каждого ребенка, его способностей и, соответственно, в утверждении необходимости построения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности. При таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность. Принцип уникальности личности задает максимально индивидуализированный учебный и воспитательный процессы, реализующиеся в гибких учебных планах и программах, подстраивающихся под каждого ребенка;
• приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении процесса личностного развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном процессе школы. При таком подходе обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель;
• ориентации на зону ближайшего развития ребенка включает в себя как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину "ступеней" (уровней трудности) в освоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;
• субъектности учебно-воспитательного процесса предполагает, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности;
• эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе (т.е. целостностью человеческой личности): на уровне общения человека с человеком в реальности школы и на уровне эмоционально-ценностного освоения человеческого опыта в ходе изучения отдельных учебных предметов. Это может обеспечиваться как поддержанием особой системы отношений, так и специальным построением учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребенка в единую эмоционально наполненную картину мира (Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская).
Основанный на выделенных принципах, педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему "творить из себя" свободного, развитого, образованного, ответственного человека.
В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих условий:
• обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития "самости" (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельностей самоосуществления);
• создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития ребенка (питание, одежда, мебель, учебные и другие образовательные средства);
• организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности детей и взрослых.
Гуманизация педагогического процесса предъявляет значительные требования к педагогу (учителю, воспитателю) и самому воспитаннику, однако одним из самых серьезных условий является наличие у всех субъектов педагогического взаимодействия толерантности.
Гуманистическая педагогика в реальной практике может быть реализована только в диалогической педагогической деятельности, т.е. в определенной системе отношений учителя и ученика, где имеют место открытость целевых установок, совместный поиск решения проблем, признание прав и свобод друг друга. Диалог должен осуществляться на всех уровнях — ценностных, целевых, содержательных, процессуальных. Профессиональная компетентность учителя в контексте диалогического взаимодействия с личностью включает:
• умения трансформировать цели воспитания в конкретные педагогические задачи, связанные с диалогическим разрешением противоречия "отождествления — отчуждения";
• умения выстроить педагогическую систему в логике диалогического учебно-воспитательного процесса;
• умения создать пространство диалога и взаимодействовать с ребенком в условиях "событийной общности";
• умения быть в диалоге с собой, адекватно оценивая результаты своей деятельности и открывая новые возможности для повышения своего педагогического мастерства.
Диалогическое взаимодействие в педагогическом процессе реализуется на основе изложенных ниже положений.
1. Педагог воспринимает ученика не как "сосуд", который нужно наполнить предметными знаниями, а как самоценную личность, с которой надо считаться и которой надо пытаться помочь осознать в себе и развернуть все лучшие человеческие качества.
2. Учитель выстраивает свою педагогическую систему, учитывая законы и закономерности развертывания диалогических отношений. Приглашением к диалогу являются вопросы, которые "ищет" учитель и которые могут быть интересны детям. Мастерство педагога обнаруживается в умении задавать те вопросы, которые ребенок смутно чувствует в себе, но не всегда осознает их. Они могут звучать риторически. Такие вопросы, связанные с "авторством" своей жизни, с человеческими отношениями, с тайной бытия, заставляют по-иному взглянуть на ОГЛАВЛЕНИЕ учебного предмета, который оказывается своеобразным "ответом" на них.
3. Создавая пространство диалога, учитель признает значимость в педагогической реальности непредсказуемости, неуправляемости педагогического процесса, незавершенности процесса развития ребенка. Он ищет "точки соприкосновения" с конкретным ребенком. Исключается всякое подавление. Признается право личности быть такой, каковой она может быть на данный момент.
4. Педагог не скрывает от учеников своих намерений. Он находится на позиции постоянного профессионального развития. Побуждает учеников к обратной связи и воспринимает любые события и ситуации во взаимодействии с ними как уроки для себя (Ю. В. Сенько).
Позицию педагога, для которого диалог становится образом жизни и способом существования в профессии, можно выразить словами М. Мамардашвили, который сказал об отношении к бытию: "Ты можешь делать только то, что не вернется к тебе в виде разрушения условий твоего собственного существования". Речь идет о том, что учитель должен понимать "ограниченность" своих возможностей влияния на ребенка.
"Человек, — писал Роджерс, — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом". Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает "трудную работу роста", К. Роджерс 11 аз вал фасилитатором.
Педагог-фасилитатор (поддерживающий) естественен, открыт для диалога, он стремится увидеть мир глазами ребенка, понять его. В сложных условиях фасилитатор стремится поддержать развитие ребенка, он открыт для сопереживания ребенку и открыто выражает свои чувства. Фасилитативная способность состоит из пяти основных "искусств":
• искусства уважения;
• искусства понимания;
• искусства помощи и поддержки;
• искусства договора;
• искусства быть собой.
Педагог-фасилитатор — это творческая личность, креативность которой постоянно возрастает. Как правило, творческие личности отличаются разносторонним кругозором, опытом творчества в смежных с профессиональной деятельностью сферах, способностью увлечь, что помогает достичь взаимопонимания, сотворчества с воспитанниками.
К. Роджерс неоднократно подчеркивал, что возможность реализации гуманистического подхода в воспитании во многом зависит от готовности взрослого "поделиться своей властью". Коммуникативные права и ответственность в диалоге призваны зафиксировать границы моей свободы, вывести другого из сферы моей власти, равно как и меня — из сферы его власти и перейти, таким образом, к невластным отношениям. Это значит — перестать относиться к другому человеку как к вещи, объекту и признать его субъективность, отнестись к нему как к личности. В процессе взросления воспитанника степень педагогического влияния должна уменьшаться, замещаясь благоприобретенным опытом и навыками самостоятельного решения проблем.
Воспитательная деятельность современного педагога может быть успешной при условии принятия педагогом ребенка, принятия детьми педагога, принятия детьми и педагогами самих себя.
Таким образом, гуманизация педагогического процесса не означает отказа от педагогического процесса как такового. Гуманизация педагогического процесса означает большую упорядоченность детской жизни, серьезные нагрузки для детей (как физические, так и интеллектуальные), обеспечение воспитанникам ситуаций спонтанного и осознанного выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы, но все это в условиях безопасной образовательной среды, определяющим условием создания которой и является гуманизация педагогического процесса.