Принципы художественного изображения в литературе
Классицизм (от лат. classicus – первоклассный, образцовый) – направление в искусстве и литературе, получившее такое название потому, что считало идеальным, примерным, совершенным, гармоническим классическое античное (древнегреческое и древнеримское) искусство. Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к античным образцам путем подражания им (в творчестве классицистов широко применяются античные мотивы, сюжеты, образы, элементы мифологии).
Классицизм возник на закате эпохи Возрождения, сложился во Франции в середине XVII в. при Людовике XIV. Появление классицизма связано с формированием централизованного государства, с укреплением монархии, идеалов "просвещенного" абсолютизма.
Кодекс (свод правил) классицизма составил французский поэт и критик И. Буало в стихотворном трактате "Поэтическое искусство" (1674). На русский язык этот труд первым перевел Сумароков в 1752 г., доказав его применимость к русской литературе.
Классицизм достиг расцвета во Франции в трагедиях П. Корнеля ("Сид", "Гораций", "Цинка"), Ж. Расина ("Британник", "Митридат", "Федра"), Ф. Вольтера ("Брут", "Танкред"), в комедиях Ж. Б. Мольера ("Скупой", "Мещанин во дворянстве", "Мизантроп", "Тартюф, или Обманщик", "Мнимый больной"), в баснях Ж. де Лафонтена, в прозе Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера; в Германии в творчестве веймарского периода И. В. Гете ("Римские элегии", драма "Эгмонт") и И. Ф. Шиллера ("Ода к радости", драмы "Разбойники", "Заговор Фиеско", "Коварство и любовь").
Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.
Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. ratio – разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.
Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга. Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра I как идеального монарха).
Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были "высокие": цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему. В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.
Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих но велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, т.е. склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.
Характеры были однолинейными: герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть) – ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: "У Мольера скупой скуп – и только..."; ведущая черта Митрофана в "Недоросле" – лень).
Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, "образы без лиц").
"Говорящие" фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).
Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в "Недоросле" Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.
Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты ("хладный труп", "бледное чело"), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.
Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.
Строгая градация, иерархия жанров. "Высокие" жанры (трагедия, героическая поэма, ода) отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты. "Низкие" жанры (комедия, сатира, басня) были обращены в сферу повседневной современной частной жизни. Промежуточное место занимали "средние" жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека; им не принадлежала заметная роль в литературном процессе (расцвет этих жанров придет позже). Классификация жанров опиралась на известную с античных времен теорию "трех стилей" (высокий, средний, низкий). Для каждого жанра предусматривался один из этих стилей; отклонения не допускались.
Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Герои изображались только в стихах и возвышенным слогом. Проза считалась унизительной, "презренной" для высокопоставленных лиц.
В драматургии господствовала теория "трех единств" – места (все действие пьесы происходило в одном месте), времени (события в пьесе развивались в течение суток), действия (происходящее на сцене имело свое начало, развитие и конец, при этом отсутствовали "лишние" эпизоды или персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета).
Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии.
Правила классицизма требовали логического развертывания сюжета, стройности композиции, четкости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля.
Русский классицизм. В России в силу исторических условий (в период утверждения абсолютной монархии) классицизм появился позже, с конца 20-х гг. XVIII в., просуществовав до 20-х гг. XIX в. При этом следует видеть свои периоды в развитии русского классицизма и соответственно представителей этих периодов.
Ранний классицизм: А. Д. Кантемир (стихотворные сатиры), В. К. Тредиаковский (поэма "Тилемахида", ода "На сдачу Гданска").
Период расцвета классицизма (40–70-е гг.): М. В. Ломоносов (оды "На день восшествия на престол императрицы: Елизаветы Петровны", "На взятие Хотина"; трагедия "Тамира и Селим", поэма "Петр Великий", цикл стихотворений "Разговор с Анакреоном", сатира "Гимн бороде"), A. П. Сумароков (трагедии "Хорев", "Синав и Трувор", "Дмитрий Самозванец", "Семира"; комедии "Опекун", "Лихоимец", "Рогоносец по воображению"; басни, сатиры; теоретический трактат "Эпистола о стихотворстве", который опирается на "Поэтическое искусство" Буало, внося при этом определенные изменения, связанные с возрастанием интереса к внутренней жизни отдельной личности).
Поздний классицизм: Д. И. Фонвизин (комедии "Бригадир", "Недоросль"), Я. Б. Княжнин (трагедии "Дидона", "Росслав", "Вадим Новгородский"; комедия "Хвастун"), B. А. Озеров (трагедии "Эдип в Афинах", "Фингал", "Дмитрий Донской"), П. А. Плавильщиков (комедии "Бобыль", "Сиделец"), Μ. М. Херасков (поэма "Россияда", трагедии "Борислав", "Венецианская монахиня"), Г. Р. Державин (оды "Фелица", "Вельможа", "Бог", "Водопад", "На взятие Измаила"; анакреонтические стихи), А. Н. Радищев (ода "Вольность", повесть "Житие В. Ф. Ушакова").
В творчестве представителей позднего классицизма уже заметны ростки, тенденции реализма (например, воссоздание типических черт отрицательных персонажей, обусловленных крепостническими отношениями, реалистические описания быта, сатирическое обличение, смешение жанров, "штилей"), происходит разрушение классицизма, его условности; черты классицизма сохраняются скорее внешне.
Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре I.
Своеобразие русского классицизма. Высокий гражданско-патриотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина "другом свободы".)
Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, т.е. в русском классицизме значительны были элементы реализма.
Большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, использования фольклорных приемов (так, Кантемир в своих сатирах, Сумароков в сатирах и баснях широко применяли просторечие). Господствовали тоническое и силлаботоническое стихосложение, вольный стих.