Принципы гражданской службы
Любой принцип следует рассматривать как основное, исходное положение, которое прямо или опосредованно распространяется на все соответствующие реалии. В контексте рассматриваемого вопроса, комментируемого Федерального закона, представляется возможным констатировать, что его принципы, а точнее нормы-принципы, являются основополагающими для иных актов, относящихся к предмету регулирования гражданской службы, как федеральных законов и (или) законов субъектов РФ, так и других нормативных актов, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ[1].
В закрепленных в ст. 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципах установлены восемь таких исходных положений гражданской службы.
1. Для правового, демократического государства ключевым является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Он основывается на ст. 2 Конституции РФ, в которой не только определена "высшая ценность", но и установлена обязанность государства: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства", а следовательно – и всех государственных служащих РФ.
2. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ органично вытекает из первого принципа. Единство соблюдения указанной "высшей ценности" и обязанности государства устанавливает минимальные, но одновременно и фундаментальные требования к общим правилам деятельности государственных служащих, независимо от того, кому они "служат" – Российской Федерации или субъекту РФ. Кроме того, рассматриваемый принцип учитывает федеративное устройство нашего государства и наличие вопросов как исключительного ведения, так и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
3. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе. Указанный федеральный закон фактически воспроизводит конституционный принцип, в дальнейшем детализируя его, запрещая любую дискриминацию, но устанавливая общеобязательные условия реализации названного права граждан Российской Федерации, связанные исключительно с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
В дальнейшем Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" развивает рассматриваемый принцип, регламентируя как поступление гражданина Российской Федерации на гражданскую службу, так и замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы, по результатам конкурса, с детализацией соответствующей процедуры.
4. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих обязывает гражданских служащих и претендентов на этот статус иметь профессиональное (как правило – высшее) образование, соответствующее должностным полномочиям, стаж работы и пр. Одновременно принцип проявляется и в требовании к гражданским служащим постоянно повышать профессионализм и компетентность, в создании для этого необходимых условий.
5. Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.
Стабильность гражданской службы гарантирует не только стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего. Одновременно такая стабильность означает незыблемость и непрерывность деятельности государственного аппарата.
Так, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, в частности, исчерпывающий перечень случаев заключения срочного служебного контракта[2] – гарантии для гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы[3], единый правовой статус гражданского служащего и пр.
6. Принцип доступности информации о гражданской службе является частным проявлением конституционной нормы, в соответствии с которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом"[4].
Реализация рассматриваемого принципа заключается, в частности, в указанной выше процедуре конкурсного замещения должностей гражданской службы, предусматривающей обязательность информирования неопределенного круга граждан о соответствующих вакансиях.
7. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает "от обратного", отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций. Иными словами, гражданский служащий в своей профессиональной деятельности должен быть нейтрален – и политически, и идеологически, и религиозно.
8. Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих). Одновременно для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, как правило, федеральными законами устанавливаются соответствующие гарантии, в частности от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.