Принципы и функции пенсионного обеспечения и страхования
Важнейшие принципы организации национальных пенсионных систем:
— максимально возможный охват пенсионной системой (совокупностью пенсионных институтов) населения;
— солидарное распределение пенсионной нагрузки между субъектами пенсионной системы — работодателями и работниками;
— обеспечение дохода в виде замещения значительной части заработка, утраченного в результате добровольного или вынужденного выхода на пенсию, всем застрахованным в случаях старости или инвалидности;
— охват социальной защитой против бедности тех категорий граждан, которые не имеют требуемого страхового стажа, а также в случае потери кормильца;
— проведение индексации пенсий с учетом совокупности факторов инфляции, роста заработной платы в стране и общего повышения качества жизни.
Для адекватного выполнения обеих основных функций пенсионного обеспечения — предотвращения бедности среди пенсионеров, удовлетворения их основных потребностей, замещения утраченных доходов и поддержания привычного уровня жизни, пенсионные системы должны соответствовать определенным критериям, в основе которых должны быть положены принципы, как социальной защиты населения, так и принципы финансовой возможности. Они должны строиться на основе баланса интересов застрахованных и страхователей, плательщиков страховых (целевых) взносов, с одной стороны, и получателей пенсий и пособий — с другой, и обеспечивать гарантию определенного уровня замещения заработной платы при наступлении страхового события, одновременно гарантируя минимальный уровень дохода для всех участников системы. Таким образом, пенсионные системы призваны обеспечить экономическую приемлемость, индивидуальную справедливость и социальную эффективность.
Экономические приемлемость и эффективность подразумевают оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов (или социального целевого налога) и получателями пенсий, между различными группами страхователей.
Индивидуальная справедливость подразумевает эквивалентность (или, по крайней мере, четкую зависимость) объема участия застрахованного лица в финансировании пенсионной системы и прав на получение им пенсии.
Для достижения социальной эффективности системы должны не только обеспечить минимальные гарантии любому участнику системы, но и обеспечить адекватный уровень жизни для всех пенсионеров, в том числе и за счет внутрипоколенного перераспределения.
Достижение экономической эффективности ставится в качестве цели пенсионных реформ во многих странах, часто в ущерб социальным2. Достижение экономической эффективности подразумевает установление такого уровня перераспределения между активным населением — плательщиками страховых взносов или целевых налогов, и пенсионерами, которое не было бы обременительным для работающего населения и работодателей, но одновременно обеспечивало бы достаточность средств для покрытия текущих и будущих обязательств по выплате пенсий.
Иными словами, размер страхового тарифа либо ставка налогообложения должны устанавливаться на уровне, достаточном для покрытия финансовых обязательств пенсионной системы, но не быть чрезмерным, мешающим экономическому росту, увеличению производительности труда и снижающим конкурентоспособность национальной экономики. Необходимость достижения индивидуальной справедливости принципиально отличает системы пенсионного социального страхования от систем социальной помощи.
Эквивалентность обязательств является основным принципом, обеспечивающим страховой характер систем пенсионной защиты работающего населения, действенным мотивационным механизмом, стимулирующим работников к участию в финансировании пенсионных систем. Следует при этом отметить, что правомерность использования термина "эквивалентность" в рамках общенациональных систем пенсионного страхования носит достаточно условный характер. Фактически только накопительные системы, основанные на использовании индивидуальных счетов, и условно-накопительные системы могут обеспечить прямую эквивалентность вклада в финансирование системы права на получение пенсии. Во всех остальных случаях, по всей видимости, более правильно говорить о стремлении к увеличивающейся связи между объемом взносов и размером пенсий.
Движение пенсионных систем, основанных на принципах социального страхования, в сторону "большей эквивалентности" (или более тесной зависимости) — одна из основных мер, предпринимаемых правительствами при проведении параметрических или системных пенсионных реформ. Реализация принципа индивидуальной справедливости за счет достижения тесной увязки индивидуального вклада застрахованного в финансирование пенсионной системы и объема пенсионных прав позволяет реализовать функцию компенсации утраченного дохода, т.е. гарантировать размер пенсий на уровне, сопоставимом с размером заработной платы конкретного работника, получаемой им до наступления страхового события.
Любая пенсионная система должна отвечать этим кажущимся взаимоисключающим принципам. Определение оптимальных параметров, позволяющих сочетать в себе все три критерия, устраивающих всех социальных партнеров, позволяет поддерживать эффективную и социально приемлемую пенсионную систему. При этом не имеет принципиального значения, достигаются ли эти задачи в рамках одной пенсионной программы, либо за счет реализации нескольких обособленных пенсионных программ.