Принципы формирования страховых ресурсов

Финансовый механизм социального страхования зиждется на принципах:

– экономической и финансовой приемлемости, когда величина страховых взносов должна быть посильной для страхователей;

– социальной справедливости, предполагающей наличие четкой связи между размерами заработной платы (а значит, и величинами страховых платежей) и размерами получаемых пособий и пенсий;

– социальной эффективности, означающей выполнение ряда задач – борьбы с бедностью, обеспечения получателям (бенефициариям) достойного уровня жизни, а при наличии у застрахованных работников продолжительного страхового стажа – замещения страховыми выплатами утрачиваемой заработной платы в размерах, с ней сопоставимых;

– коллективной финансовой эквивалентности (между взносами и выплатами);

– солидарного перераспределения финансовых ресурсов (между застрахованными с высокими и низкими доходами, здоровыми и больными, работающими и безработными);

– эквивалентности финансового участия поколений.

Принцип экономической и финансовой приемлемости означает необходимость учета возможностей страхователей, т.е. рассмотрения при определении размеров страховых тарифов посильности для них страховой нагрузки, что требует учета размеров заработной платы и ее удельного веса в себестоимости продукции и услуг и существующей налоговой нагрузки на фонд заработной платы. Это значит, что тарифная политика в системе обязательного социального страхования должна быть увязана с уровнем налоговой нагрузки на фонд заработной платы. Экономически обоснованная необходимость повышения страховых тарифов может компенсироваться снижением налоговой нагрузки.

Принцип социальной справедливости предполагает четкое понимание в среде страхователей и получателей пособий важности установления в социальном страховании четкой связи между объемами взносов и объемами выплат на протяжении всего периода страхования заработков и периодами получения пособий и пенсий.

Принцип социальной эффективности призван наглядно подтверждать успешное решение финансовыми механизмами социального страхования вопроса по замещению страховыми выплатами утрачиваемой заработной платы в сопоставимых с ней размерах; в случаях непродолжительных периодов страхового стажа ставится задача по предотвращению бедности получателей пособий и пенсий.

Принцип коллективной финансовой эквивалентности подразумевает, что в любой момент общая современная стоимость всех будущих расходов в рамках отдельной системы социального страхования (пенсионного, медицинского, в связи с безработицей или другого вида страхования) равна современной стоимости ее будущих доходов (включая необходимый резерв ресурсов, обеспечивающий бесперебойную работу).

Например, в обязательном социальном пенсионном страховании, отличающемся наиболее длительными временными периодами аккумуляции и расходовании ресурсов, соблюдение такого принципа подразумевает долгосрочное финансовое равновесие системы и выполнение обязательств перед всеми застрахованными, что равноценно принципу индивидуальной эквивалентности в частном страховании. Другими словами, в любой момент времени, в том числе в средне- и долгосрочной перспективе, доходы системы должны покрывать расходы.

Для достижения баланса финансовых ресурсов и объемов выплат используют метод покрытия рисков на основе распределения вероятного ущерба между всеми страхователями (плательщиками) за счет предварительной уплаты ими страховых взносов:

Vn страховых взносов = Vp страховых выплат,

где Vn страховых взносов – объем страховых взносов, уплаченных п числом страхователей; Vp страховых выплат – объем страховых выплат, полученных р числом застрахованных.

При этом на индивидуальном уровне принцип коллективной эквивалентности между взносами и выплатами реализуется в рамках так называемого принципа ограниченной эквивалентности, который хотя и предусматривает достаточно тесную увязку размеров взносов и выплат, но в то же время в значительной степени дополняется принципом социальной солидарности всех застрахованных. Поэтому чем больший приоритет отдается принципу эквивалентности страховых взносов и выплат, тем более социальное страхование приближается к свойствам частного страхования. Если же приоритет получает принцип социальной солидарности, то социальное страхование более напоминает государственное социальное обеспечение, организованное на принципе социальной помощи.

Принцип солидарного перераспределения финансовых ресурсов означает своего рода страхование последствий различных видов социальных рисков с помощью среднестатистических показателей, которыми выступают вероятность и тяжесть страховых случаев, что на практике реализуется с помощью такого порядка взимания страховых взносов, при котором они начисляются независимо от индивидуального уровня социального риска или личных обстоятельств.

Например, в пенсионном страховании, предназначенном для страхования утраты трудоспособности в связи со старостью или инвалидностью, не учитывается состояние здоровья и трудоспособности отдельных работников, а принимается во внимание только установленный законом возраст выхода на пенсию.

В медицинском страховании не принимаются во внимание ни "хорошее", ни "плохое" здоровье отдельных застрахованных, а учитываются среднестатистическое состояние здоровья определенных возрастных групп застрахованных и их среднестатистические показатели заболеваемости.

В системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отличие от личного страхования не принимаются во внимание факторы, влияющие на уровни риска производственного травматизма и величины профессиональных заболеваний для отдельных работников (их возраст, знание правил безопасности труда и т.д.), а рассматриваются среднестатистические показатели вероятности производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (в тех или иных отраслях экономической деятельности) и средняя степень утраты трудоспособности пострадавших работников.

В системах обязательного социального страхования принцип солидарного перераспределения финансовых ресурсов реализуется через одинаковые размеры страхового тарифа для всех застрахованных наемных работников, взимаемого как фиксированный процент от страхуемых заработков, что позволяет достигать финансовой сбалансированности бюджетов фондов.

Принцип солидарности в социальном страховании всегда должен реализовываться в определенных рамках. В противном случае система социального страхования превращается в социальное обеспечение, для которой зачастую присущи элементы иждивенчества. Например, в пенсионном страховании солидарное перераспределение ресурсов допустимо только в отношении пенсий по инвалидности и по потере кормильца, поскольку социальные риски могут наступать в молодом возрасте, когда застрахованные работники еще не приобрели необходимых но объему страховых прав.

Что касается других видов пенсионного страхования, например досрочного выхода на пенсию за работу во вредных условиях труда и в районах Крайнего Севера, то для них масштабы солидарного перераспределения средств должны быть ограничены. Для этих видов пенсионного страхования целесообразно создавать свои специализированные источники средств, взносы по которым должны оплачивать либо работодатели, либо государство, но данные расходы не должны покрываться за счет уменьшения пенсий по старости, как это имеет место сейчас в стране[1].

В обязательном медицинском страховании требует своего решения проблема взносов за неработающее население, расходы на страхование которого возложены на местные органы исполнительной власти. Отсутствие зафиксированных размеров страховых взносов на эти цели приводит к неоправданно завышенной доле перераспределения средств, что снижает возможности получения медицинской помощи застрахованными работниками.

Еще одним примером необоснованного расширения доли солидарного перераспределения страховых ресурсов в России являются существующие пониженные размеры страховых платежей для работодателей различных отраслей (например, в сельском хозяйстве), самозанятых работников и индивидуальных предпринимателей, которые не покрывают и половины требуемых ресурсов пенсионного и медицинского страхования. Для решения этой проблемы целесообразно либо выделить их в самостоятельный вид страхования, что практикуется в ряде стран, либо компенсировать государственным внебюджетным фондам выпадающие доходы со стороны государства.

Принцип эквивалентности финансового участия поколений предусматривает, что представители всех поколений выплачивают приблизительно одинаковую часть своей заработной платы в течение трудовой жизни с целью приобретения равных прав на получение пенсий и пособий (с точки зрения уровня замещения), а также получения доступа к медицинской помощи (определенных видов и приблизительно одинакового качества). Данный принцип позволяет сбалансировать меру ответственности за формирование страховых ресурсов и размеры их расходования на протяжении нескольких поколений, что придает системам социального страхования устойчивый и предсказуемый характер.

Принцип эквивалентности финансового участия поколений практически реализуется с помощью так называемого социального контракта поколений, который представляет собой законодательное регулирование условий страхования: размеров страховых взносов и периодов их внесения, размеров выплат и продолжительности их получения.

Сложный характер развития экономик и систем жизнедеятельности населения постоянно вносит коррективы в функционирование институтов социального страхования. Поэтому вышеуказанные принципы их организации с неизбежностью дополняются другими принципами и способами регулирования систем социальной защиты. Например, для финансового обеспечения пенсионных систем, охватывающих частично занятых работников, трудно в полной мере использовать принцип коллективной эквивалентности. Поэтому для поддержания пенсионных систем часто используют принцип субсидиарности (поддержки), что на практике означает выплату финансовых дотаций пенсионным системам за счет государственного или местных бюджетов.

В связи с этим наряду с "классическими" принципами организации финансирования социального страхования применяются дополнительные "функциональные" принципы, такие как принцип государственной ответственности за функционирование социального страхования (законодательная, организационная и контрольные функции), принцип государственного субсидиарного участия в формировании бюджетов фондов социального страхования.

Государство с помощью органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и специально создаваемых структур (инспекций) контролирует соблюдение законодательно установленных правил и процедур, обеспечивающих функционирование социального страхования: организацию сбора страховых взносов, выплату пенсий и пособий, разработку и принятие бюджета. При этом применяются демократические процедуры управления с помощью привлечения к непосредственной организации и обеспечению функционирования системы полномочных представителей страхователей и застрахованных.

Кроме того, важным принципом организации финансирования социального страхования выступает принцип автономности финансовых средств фондов социального страхования, что означает требование их автономии (отделенности) от бюджетов всех уровней и особый порядок управления с помощью процедуры подготовки принятия проектов бюджетов, аналогичной процедуры прохождения федерального бюджета в форме федерального закона.