Принципы формирования и развития информационного права
Информационное право изначально является естественным и только по мере вызревания условий включается в систему нормативного, законодательно оформляемого представления и защиты. Именно здесь особенно важно понимание связи объективно развивающихся условий жизни общества с правовыми механизмами их обеспечения, поддержки или торможения. Нет сомнений, что в правовом регулировании деятельности субъектов в информационной сфере реализуются все общеправовые принципы и в силу специфики предметной области регулирования формируются некоторые дополнительные позиции. Нормативное закрепление такие принципы получили в Законе об информации. Перечень включает восемь принципов. Статья 3 этого Закона так и называется: "Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации". Это говорит о том, что здесь представлены принципы и нормативно-правового регулирования, и правоприменения в процессе информационной деятельности и судебной практики. В число упомянутых восьми принципов включены:
• свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
• установление ограничений доступа к информации только федеральным законом;
• открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
• равноправие языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации;
• обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
• достоверность информации и своевременность ее предоставления;
• неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
• недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
В этом перечне представлены принципы, непосредственно связанные и вытекающие из норм Конституции РФ о правах человека и гражданина, которые реализуют общие принципы демократии, законности. Они обеспечены Конституцией и подлежат реализации на основе специальных законов в области информации и информационных технологий. И каждый из перечисленных принципов может и должен быть отражен и в законодательной практике, и в деятельности по реализации законодательства.
Кроме обозначенных в Законе об информации важное значение для регулирования отношений в информационной сфере имеют такие принципы, как социальность, федерализм (конституционные принципы); соблюдение юридической техники – принцип, который выражен комплексом действий, объединенных понятием "нормография" (обеспечением технического совершенства правотворчества) и реализуемых в составе принципа обеспечения законности. Отметим значение некоторых из важнейших принципов для формирования информационного общества.
Принцип социальности раскрывает позицию, выделенную Д. А. Керимовым как "закрепление и установление правовых норм, максимально способствующих развитию назревших задач общества". Для информационной сферы речь идет о связи информационных ресурсов Российской Федерации и субъектов, реализующих свою компетенцию в области информатизации с предметами ведения, функциями и полномочиями этих субъектов. По большому счету речь идет об информационном обеспечении интересов общества и их реализации в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структур общества. Информационные ресурсы и информационные технологии должны использоваться для обеспечения функционально-целевой деятельности органов публичной власти, обеспечения деятельности экономической и производственной инфраструктуры, потребностей, интересов свобод и прав населения страны.
Принцип федерализма, как общий для всех отраслей права в информационном законодательстве, ныне ожидает исследования и выработки механизмов его обеспечения. В теории права нет однозначного ответа на вопрос, относится ли законодательство в информационной сфере исключительно к области федерального ведения или, подобно административному законодательству, является сферой совместного ведения. Авторы работ по теории права обычно вообще избегают говорить об информационном праве. Всепроникающая природа информации требует внимания к отношениям, связанным с этим объектом, нормативной реакции на всех уровнях деятельности органов государственной власти и во всех системах последней. Здесь большая доля решения общесистемных проблем относится к федеральному законодательству, и это бесспорно. Но одновременно каждый регион уже развивает свое законодательство в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и решает нормативно-правовые вопросы в сфере совместного ведения с федеральным уровнем государственной власти России. Вместе с тем по ряду вопросов законодательство субъектов РФ часто опережает темпы работы на федеральном уровне. И закрепление правила внеочередности правотворчества при соблюдении верховенства уже действующих федеральных законов и Конституции РФ, в порядке примера решения ликвидации пробела в системе правового регулирования на уровне субъекта РФ, общему развитию законодательной основы информатизации не повредило бы.
На практике часто возникают вопросы о разделении функций и полномочий по вертикали власти в области информатизации. Происходит это в силу невнимательного чтения п. "и" ст. 71 Конституции РФ, где говорится о федеральном ведении в области "федеральной информации и связи". Уже сама по себе эта формулировка предполагает наличие информации не только "федеральной". Но отсутствие темы информационных проблем в перечне отраслей законодательства в ст. 72 и 73 иногда наводит на мысль об исключительности федеральных органов в области нормотворчества но информационному нраву. Порой об эту проблему спотыкается и прокуратура РФ.
На пути решения данной проблемы лежит разрешение двух вопросов: обновление Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и принятие федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации". В настоящее время субъекты РФ активно развивают свое информационное нормотворчество, принимая законы, указы, постановления, регламенты и другие виды нормативных актов, руководствуясь действующим законодательством о разграничении предметов и полномочий. Встает вопрос о границах нормотворчества в информационной сфере и для органов местного самоуправления. Он решается по тому же принципу разграничения сфер ведения и полномочий между субъектом РФ и органами местного самоуправления на его территории. В этих процессах реализуется и институт делегирования функций и полномочий, о котором мы будем говорить в других главах учебника.
В данном контексте следует обратить внимание на Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ, проект которого в своем названии содержал указание на принципы. Он назывался "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций". В окончательном варианте его название изменилось и обозначено как Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Но в tuо тексте содержится ст. 4 о принципах. Здесь представлены следующие принципы: 1) правомерность предоставления государственных услуг; 2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; 3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины или платы за предоставление государственных и муниципальных услуг; 4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги; 5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; 6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя. Этот пример демонстрирует, что проблема принципов и в правовом регулировании, и в реализации определенных принципов в информационной деятельности еще потребует внимания. В данном случае не упоминается принцип законности, который по смыслу заменен словом "правомерность". На протяжении всего остального текста проекта о принципах не говорится. Авторы переходят к термину "требования", которые раскрываются в основном через процедуры конкретных операций.