Принципы диагностического подхода
Социальное регулирование индивидуума определено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением. И если в первом случае действие осуществляется "лицом к лицу", "ум на ум", то во втором случае – через косвенное действие – окружающую среду. Отсюда основной принцип – чтобы определить трудности, их необходимо понять по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших.
Диагностическая стадия работы с клиентом. На начальной стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять природу его трудностей и ту помощь, которую он просит. Интервьюирование носит спонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник должен побудить клиента рассказать свою историю, поставить его перед необходимостью раскрыть необходимые социальные и психологические факторы, ставшие причинами возникновения трудной жизненной ситуации (рис. 4.4.).
Рис. 4.4. Прямые конфронтации в интервьюировании
Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, поскольку социальному работнику необходимо преодолеть возможное сопротивление клиента, создать атмосферу доверия и откровенности. На данной стадии формируется план лечения.
На начальном этапе исследования проблемы клиента к обсуждению можно привлекать, по мнению представителей данной школы, помимо него самого и его родственников, что дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды и возможные пути поддержки. На этой же стадии социальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье, отношениях других членов к создавшейся ситуации и т.д.
Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые привели к трудной жизненной ситуации. С другой стороны, обсуждение имеет терапевтическую направленность, обсуждаемая проблема выслушивалась, принималась и обсуждалась с клиентом, тем самым создавались условия для снятия психосоциального напряжения.
Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям. Спонтанные, реактивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы – важнейшая часть работы с клиентами на начальной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики поведения в их норме и патологии – неотъемлемая часть профессионального взаимодействия социального работника и клиента. Таково было требование к профессионалам, работающим в данном направлении.
Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации.
Но не только познание социального окружения в центре внимания социального работника, большое значение уделяется оценки структуры личности, которая основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмах защиты, качества ответов, эмоциях и переживаниях, его тревогах и беспокойствах. Понимание нормы и патологии позволяло определять виды помощи клиенту.
Процесс лечения
В процессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемы клиента. Причем при обсуждении социальный работник вырабатывает стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в "области чувств", т.е. разрешает психологические трудности клиента.
Многообразие социальных и психологических факторов создают бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывают отпечаток на стратегии и цели лечения. Так, например, работа с невротическими личностями требует осторожного вмешательства, поскольку самоэкспертиза и работа с фантазиями клиента могут серьезно травмировать его.
Диагностическое направление в социальной работе использует широкий спектр лечебных методов. Согласно классификации Остин, лечебный кейсворк представлен в двух основных подходах: социальная терапия и психотерапия. Несмотря на многообразие методов главное в процессе лечения – это изменение динамики отношений.
Динамика отношений. Отношения в диагностическом подходе рассматриваются как среда, позволяющая найти новые пути решения проблемы клиента. Терапевтическое влияние среды зависит от социального работника, который на основе диагноза и целей лечения выстраивает отношения в определенной логике и последовательности, в каждой ситуации отдельно. Самая простая форма этих отношений – когда клиент выслушан и понят. Атмосфера понимания клиента может быть создана даже на основе единственного контакта.
Смысл этого вида помощи заключается в том, что Эго клиента, ослабленное отрицательным опытом жизни, получает поддержку и защиту, ощущение быть понятым и выслушанным, которого не хватает в результате психологического и социального напряжения. Быть оцененным, а также получить помощь и руководство имеет положительную ценность для людей.
В соответствии с диагнозом и потребностями в изменениях социальный работник, разделяя чувства с клиентом, строит такие отношения, при которых происходит снижение напряженности и беспокойства. Положительная идентификация позволяет рационально выстраивать новые концепции социальных целей, удовлетворяющих клиентов.
Методы лечения. После установления диагноза социальный работник продолжает дальнейшее взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может уточняться и пересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблюдения, интерпретация его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести к центральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностями либо со средовыми факторами.
Цели лечения определяют методы работы. В пределах структуры отношений социального работника и клиента они могут включать эмоциональные разгрузки, поддержку, руководство, одобрение и т.д. Частота встреч, теми работы, шаги в завершении контакта зависят от индивидуальных особенностей ситуации.
Продолжительность взаимодействия определяется не только индивидуальными факторами, но и особенностями финансирования, идеологией деятельности агенств.
Диагностический подход в методах помощи и поддержки имеет определенную структуру взаимодействия с клиентом. Усовершенствованная модель помощи состоит из трех последовательных действий: понимание – прогнозирование – действия. Причем этот процесс осуществляется постоянно, каждый из элементов имеет свою структуру и логику базовых особенностей.
Цели лечения определяют методы работы. В пределах структуры отношений социального работника и клиента они могут включать эмоциональные разгрузки, поддержку, руководство, одобрение и т.д. Частота встреч, темп работы, шаги в завершении контакта зависят от индивидуальных особенностей ситуации. На схеме (см. рис. 4.5) показана структура действий социального работника в логике диагностического подхода.
Рис. 4.5. Диагностическая модель психосоциальной практики