Пример создания динамичной цепи поставок

Крупная торгово-производственная косметическая компания работает в условиях высоковолатильного спроса. Большая вариативность спроса обусловлена в значительной степени маркетинговой стратегией компании: частой сменой товарного предложения, активными маркетинговыми акциями и разнообразными программами поощрения торгового персонала. Помимо действий самой компании, на колебания спроса влияют и макрофакторы внешней среды: сезонность предпочтений потребителей, активность конкурентов, общая экономическая ситуация в стране. В силу высокой вариабельности спроса и факторов, влияющих на него в каждый планируемый период, точность прогнозов спроса на уровне SKU (stock keeping unit – выделенная единица хранения) остается невысокой – 50–60%. Таким образом, SC-департаменту компании приходится иметь дело с неравномерным прогнозом спроса и неравномерно отличающимся от прогноза фактом реальных продаж. Поскольку компания является международной, географический охват ее сети поставок очень широк, и по целому ряду товаров полный цикл поставки составляет 2–3 месяца. При этом компания берет на себя очень жесткие обязательства по срокам доставки своей продукции клиентам: от 3 до 7 дней для разных сегментных групп.

Несмотря на то что, на первый взгляд, в таких условиях цепи поставок всех товаров должны быть динамичными, был проведен анализ, для того чтобы определить, какие именно группы товаров представляют наибольшую опасность с точки зрения спроса и снабжения. Для этого были проанализированы данные о прогнозах, фактическом спросе и фактических продажах на уровне SKU на горизонте девяти предыдущих месяцев. Все товарные позиции были также сгруппированы по основным источникам производства и снабжения, так как это определяло длительность цикла поставки. Оказалось, что среди всего ассортимента на фоне общего нестабильного спроса есть группы с довольно устойчивыми характеристиками и есть группы с наибольшими рисками – в соответствии с приведенной выше матрицей (см. рис. 6.15).

В результате анализа в группу, требующую наибольшей скорости реакции со стороны поставок, вошли новинки, сезонные продукты, а также товары с наибольшей маркетинговой активностью в отношении них. Как очевидно, эта группа товаров еще и имеет наибольшую важность для потребителя, и полное и своевременное покрытие спроса по ним значительно поддерживает имидж фокусной компании цепи поставок и общую удовлетворенность клиентов. Попытки решить эту задачу при помощи регулирования уровня страховых запасов оказались малоэффективны, поскольку отклонения фактического спроса от прогноза для этой группы товаров наиболее значительно, а следовательно, для их покрытия требуется очень высокий уровень страховых запасов, а в случае отклонения спроса в меньшую сторону ситуация с запасами становится просто катастрофической.

С учетом вышеизложенного был разработан комплекс мер, касающихся организации процессов, а также усиления внутренней и внешней интеграции в цепи поставок, которые представлены в табл. 6.5. Некоторые из перечисленных решений внедрялись не только ради создания динамичной цепи поставок для "опасной" группы товаров, но ради повышения эффективности цепи поставок в целом.

Таблица 6.5. Пример решений по созданию динамичной цепи поставок для косметической компании

Принцип динамичности

Решения

Охват решений

Чувствительность к требованиям рынка

Сместить фокус в запасах с готовой продукции на сырье и материалы

"Динамичный" товарный сегмент

Максимально приблизить точку производства к моменту появления данных о фактическом спросе

То же

Интеграция процессов

Внедрить процесс планирования продаж и операций (S&OP)

Вся цепь поставок

Построить согласованную систему параметров распределения, производства и материального снабжения

Все товарные группы, но для каждого сегмента свои параметры

Заключить с поставщиками рамочные соглашения по группам и объемам поставок

Все товарные группы, для "динамичного" сегмента горизонт расширен

Включить поставщиков в процесс управления страховыми запасами

Все товарные группы с упором на "динамичную" цепь поставок

Проводить регулярные встречи с поставщиками для знакомства с бизнес-процессами компании

Поставщики критически значимых материалов

Сетевой подход

Создать резервные каналы поставок и механизм быстрого переключения между вариантами

"Динамичный" сегмент

Виртуальная интеграция

Обеспечить обмен данными между информационными системами поставщиков о наличии запасов и планируемых потребностях в материалах

То же

Помимо создания и исполнения стратегии цепи поставок, направленной на повышение динамичности, необходимо оценить результаты ее внедрения. С одной стороны, понятно, что успешно реализованная стратегия динамичной цепи поставок должна привести к росту уровня сервиса (имея в виду долю фактического спроса, преобразованного в фактические продажи) и сокращению стоимости запасов. Именно такой результат (повышение уровня сервиса на 4% и сокращение общего уровня запасов на 30%) был достигнут через год после начала внедрения рассмотренной стратегии в косметической компании. С другой стороны, было бы точнее использовать некий индикатор, более наглядно свидетельствующий о способности цепи к быстрой реакции на колебания спроса. Поэтому в дополнение к анализу уровня сервиса и запасов по разным группам товаров полезно структурировать их еще и по различным отклонениям фактического спроса от прогноза – например так, как это представлено на рис. 6.17.

Рис. 6.17. Пример анализа уровня сервиса и запасов для групп товаров с различным отклонением фактического спроса от прогноза

Кроме того, можно использовать агрегированный индикатор качества реакции цепи поставок на изменения спроса, который рассчитывается по формуле

Индикатор показывает, какую долю неожиданного (т.е. выросшего по отношению к прогнозу) спроса цепь поставок смогла покрыть за счет своей быстрой реакции.

Отслеживая изменение данных показателей во времени, компания может получить представление о том, насколько динамична ее цепь поставок и насколько хорошо срабатывает стратегия повышения (или поддержания) динамичности. Таким образом, создание системы отчетности и контроль получившихся результатов завершает процесс разработки и внедрения стратегии динамичной цепи поставок.