Пример сегментации по свойствам: сегментация студентов по восприятию формата преподавания учебного курса
Проблематика и общая постановка рассматриваемой здесь задачи были уже даны ранее в подразд. 11.3, где выдвинуто предположение о существовании естественного расслоения студентов по отношению к свойствам учебного курса, что представляет собой задачу сегментации. Сегментация студентов по отношению к условиям прохождения учебного курса проводится по второму способу, первый этап которого основан на данных по отношению к свойствам данного образовательного продукта, а второй – на характеристиках потребителей, т.е. студентов. Особенность данного способа состоит в возможности широкого применения методов многомерной группировки с выявлением естественного расслоения объектов.
Первый этап основан на выявлении совокупностей студентов с близкими предпочтениями к занятиям. Второй этап – характеристика студентов в сегментах – не проводился. Задача адресности здесь не решается. Причина в том, что занятие проводится одно для всей учебной группы. Практический смысл данного исследования – выявить наиболее массовые, типичные требования и ориентироваться на них, если это не противоречит требованиям, предъявляемым к качеству учебного процесса в высшей школе.
Для проведения сегментации использованы следующие так называемые альтернативные свойства лекционного курса (см. подразд. 11.3): "возможность записать – больше услышать и подумать без записи", "конкретное изложение по пунктам – дается направление и примеры из жизни", "возможность задать вопрос в ходе лекции – вопросы только после лекции", "поддержание дисциплины – полная демократия", "контроль знаний в семестре – контроль только на экзамене", "официальное поведение преподавателя – доверительное поведение преподавателя", "необходимо готовиться к экзаменам – подготовка к занятиям в семестре не влияет на результат экзамена", "каждый получит на экзамене то, что заслужил – преподаватель двоек не ставит".
Результат множественной сегментации с применением многомерного шкалирования представлен на рис. 24.7.
Для сегмента А характерно стремление иметь подробный конспект и желание иметь возможность контролировать знания в семестре. Сегмент может быть назван "Добросовестные и осторожные" или "Ответственные". Как видно, таких студентов большинство. Сегмент В привлекает преподаватель, который не ставит двоек. Они против контроля знаний в семестре и больше других склонны к "полной демократии" на занятиях. Они не хотят записывать лекции и предпочитают слушать. Сегмент может быть назван "Безразличные" или "Знания – не главное". Сегмент С предпочитает больше слушать, чем записывать,
Рис. 24.7. Сегментация студентов по отношению к учебному курсу
однозначное понимание необходимости готовиться к экзаменам и полное принятие строгого дифференцирования знаний на экзамене. Эти студенты за сочетание дисциплины и демократии. Следует предположить, что сегмент состоит из способных студентов. Сегмент может быть назван как "Смелые и способные".
Возможности сегментации по выраженности свойств
[1]В принципе сегментация возможна нс только по важности свойств продукта, но и по их выраженности. Интерес к сегментации по выраженности вызван тем, что в этом случае возможно совместное рассмотрение результатов сегментации и позиционирования. Следует сделать специальный комментарий, что возможности сегментации по выраженности свойств рассматриваются здесь не столько для полноты изложения теории сегментации, сколько для последующего использования этих способов сегментации при изложении методики совместного рассмотрения (наложения) сегментации и позиционирования (см. подразд. 26.6).
Можно предложить несколько приемлемых для проведения сегментации формулировок относительно выраженности свойств продукта:
• по принципу "желаемых свойств" или по "требованиям", когда потребитель указывает уровень разумной достаточности в выраженности свойства, что применимо, когда потребители не склонны завышать требования. Это возможно, когда каждая разновидность продукта имеет свое назначение: бумага для различных перечисленных целей, видеокамеры для любителей и профессионалов. Особенность данного подхода состоит в том, что рассматривается нс реальный, а желаемый, гипотетический продукт;
• принципу "не хуже, чем", когда потребитель высказывается о минимально приемлемых для него уровнях выраженности свойств. По технике проведения данный метод в принципе не отличается от предыдущего, но имеет особенности. Так, при многомерной группировке с выявлением естественного расслоения объектов для снижения размерности перспективно применение метода главных компонент, поскольку кроме нанесения на график точки "не хуже, чем" имеется возможность проиллюстрировать направления улучшения исходных свойств;
• принципу выбора идеального продукта[2];
• принципу среднего уровня, как промежуточный вариант между первым и вторым способами. Сопоставляя оценки выраженности свойств по принципу "желаемых свойств" и оценки для сегментации по принципу "не хуже, чем", можно видеть, что они представляют собой как бы максимум и минимум, обозначая интервал, в котором сосредоточены требования, приемлемые для потребителя.
Комментарий. В пользу принципиальной возможности использования результатов сегментации по выраженности может служить предположение (гипотеза) о наличии статистической связи между оценками важности и выраженности по принципам "не хуже, чем" и "достаточный уровень". Однако, к сожалению, исходя из опыта автора, предположение о наличии статистической связи между оценками важности и выраженности по принципам "не хуже, чем" и "достаточный уровень" справедливо далеко не всегда, поэтому соответствующую гипотезу необходимо проверять в каждом конкретном случае.