Пример первого рекламного объявления
"Молодая, красивая особа, слишком поспешно доверившаяся обещаниям во всех других отношениях порядочного молодого человека и находящаяся в положении, заслуживающем всяческого снисхождения, желает как можно скорее выйти замуж, но в другом городе за мужчину, которому приданое в 22 тысячи гульденов было бы достаточным возмещением за то, что он даст свое имя ребенку, обязанному своим происхождением наивной, но честной доверчивости".
Многие рекламные объявления в английских газетах начинались со слов "I want" – "мне нужно". Использование такой необычной аргументации, как ручательство уважаемого человека, носило внушающий (суггестивный) характер и стимулировало совершение ожидаемого действия.
Во второй половине XVII в. в Европе появляются журналы и ежедневные газеты.
На Британских островах появилось специализированное рекламное издание – Public Advertiser ("Публичный рекламист"), Кроме торговой рекламы здесь был большой раздел частных объявлений. Стоит заметить, что сегодня любая газета – рекламная или всеобщего интереса – выделяет частным объявлениям значительное место, считая это одним из основных способов привлечения читательской аудитории.
Одновременно с продажей газетных площадей под рекламу начинается и разговор о разграничении "чистой информации" и "информации рекламного характера". Граница между этими двумя условными группами порой размыта. Вопрос о том, что считать рекламой, а что информацией, издревле решается так: то, что представляет общественный интерес – информация, то, что предполагает некую коммерцию, – реклама.
Основателем коммерческой печатной рекламы в Европе считается французский медик Теофраст Ренодо. В 1612 г. он получил патент на открытие информационного бюро, однако новшество было не слишком благосклонно принято обществом, и в полной мере Ренодо осуществил свой замысел только в 1629 г., основав адресную справочную контору (адресное бюро), которая была посредником в деле помещения различного рода объявлений, в том числе рекламного характера. Два года спустя Ренодо начал выпускать газету La Gazett, в которой помимо официальных новостей стали публиковаться объявления рекламного характера. Кроме того, Ренодо выпускал "Листки Адресного бюро". Объектами рекламных текстов в первую очередь становились книги, лечебные воды, информация о приходящих и уходящих кораблях. Теофраст Ренодо более известен в роли отца французской журналистики, и в Париже ему поставлен памятник как основателю первой периодической французской газеты.
Появление с изобретением книгопечатания печатных листовок обусловило и новые способы их распространения. Параллельно с привычным для всей Европы расклеиванием листовок на городских стенах возникает прототип современных транспарантов. Это был нехитрый способ визуального ознакомления, когда листовка закрепляется между концами расщепленной палки. Известно, что в XVIII в. в рабочих кварталах Парижа большой популярностью пользовались листовки, рекламирующие недорогие винные кабачки пригорода, в которых не надо было уплачивать муниципальную пошлину.
В 1709 г. известные писатели Эдисон и Стил стали выпускать ежедневную газету Tatler ("Болтун"). На страницах газеты печаталось огромное количество рекламы, очень тщательно и со вкусом оформленной. Сами издатели призывали своих клиентов обращать внимание на качество рекламного обращения и искусство составления текста. В одном из своих номеров газета писала: "Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может остаться незамеченной или затеряться среди извещений о банкротствах". Реклама начинает особо выделяться на полосе, для ее оформления используются всевозможные графические элементы, различные шрифты. Уже сами издатели, соревнуясь друг с другом, пытаются привлечь к своим изданиям заказчиков путем наиболее тщательного подхода к размещаемой рекламе.
Первой газетой американских колоний, печатающей рекламные объявления, стала в 1704 г. Boston Newsletter. В 1706–1712 гг. английский писатель и публицист Даниель Дефо издавал свою газету Review, а также серьезно занимался рекламой. Позже, в 1728 г., газетой с ярко выраженной "рекламной" направленностью становится основанная Бенджамином Франклином – одним из "отцов" Конституции США – Pennsylvania Gazette, ее площади продавались под рекламные объявления. Эта газета, по сравнению с другими американскими изданиями, наряду с самым значительным объемом рекламных объявлений отличалась и самым большим тиражом. Имя Б. Франклина неразрывно связано с расцветом рекламной сферы США, за что его называют "отцом американской рекламы".
Известный предприниматель Джон Белл еще в 1790 г. начинает издавать первый специализированный журнал для женщин La Belle Assemblee ("Галерея красавиц"), его опыт был вскоре подхвачен, и в XIX в. начали выходить газеты Ladies Newspaper ("Газета для дам") – 1847 г. и The Queen ("Королева") – 1861 г. Реклама в этих изданиях была предназначена исключительно для женской аудитории.
Европа, являющаяся центром развития науки и техники, породила в середине XVIII в. индустриальную революцию, которая, начавшись в Англии, достигла Америки лишь через полвека. К тому времени товаропроизводители по заслугам оценили значение и возможности рекламы в освоении и завоевании новых рынков сбыта, что влекло за собой получение колоссальной прибыли.
Но качественно новый этап развития рекламы в прессе начинается в XIX в. В Англии, где в это время происходит индустриализация, появляются специализированные издания: первым был журнал The Mechanic's Magazine ("Журнал механики"), начавший выходить в 1823 г., затем Mining Journal ("Горное дело") – 1835 г., The Machinery market ("Рынок машин") – 1872 г. В этот период рекламные объявления продолжают меняться. В 1839 г. с изобретением фотографии стало возможным иллюстрировать рекламные тексты, что придавало им наглядность и усиливало эффект достоверности. В Германии впервые в мире в конце XIX в. начал выходить в свет специальный журнал, посвященный рекламе, на страницах которого публиковались результаты исследовательской работы в области рекламного дела. В Японии цветные объявления появляются впервые еще в 1729 г., однако регулярный выпуск цветных афиш начался лишь в 1846 г.
Появление плакатов (billboards) связано с изобретением литографии – многокрасочной печати. Она была открыта еще в 1797 г. Алоизом Зенельфедером, но в течение первой половины XIX в. эта техника осваивалась, и массовое распространение плакатов произошло позже – во второй половине XIX в. Большое количество рекламных постеров, расклеивавшихся на городских стенах, было названо "кожной болезнью", в связи с чем возникла необходимость как-то регулировать эту деятельность. В 1862 г. в Англии была создана ассоциация плакатистов – первая попытка ввести саморегулирование рекламной деятельности, а в 1893 г. было организовано "Национальное сообщество по контролю за рекламными злоупотреблениями". Во Франции "плакатный бум" проходил наиболее интенсивно: именно в Париже практически с самого начала XIX в. открываются мастерские литографов, к началу 1830-х гг. их количество значительно возрастает. Родоначальником жанра рекламного плаката во Франции считается Жюль Шере, который в 1866 г. открыл свою литографию в Париже и стал активно работать над плакатами. Одна из известнейших работ Шере – афиша, выполненная для кабаре "Мулен Руж" – "Бал Мулен Руж": изображение фигур в движении, использование нескольких цветов, концентрация на главной фигуре композиции – характерные приметы "Арт-нуво" – стиля, господствовавшего среди плакатистов того времени. Талантливым соперником Ж. Шере был художник Анри де Тулуз-Лотрек, его работы в жанре плаката отличались большой глубиной восприятия, в них чувствовалась внутренняя драма художника. Плакат "Мулен Руж. Танец Ля Гулю" привлек внимание, появившись на улицах Парижа, и Лотрек стал получать заказы регулярно, причем он работал не только над плакатами, по и над малыми рекламными жанрами – открытками, театральными программками и т.п.
Наиболее виртуозным художником, работавшим в стиле "Арт-нуво", можно назвать чешского художника Альфонса Муху. Художественные плакаты, выполненные им для выступлений известной актрисы Сары Бернар, сочетают в себе высокое искусство и мастерски созданный рекламный продукт. Особый, неповторимый стиль, в котором работал художник, был назван "стилем Мухи", тем самым отграничив этого живописца от других, отведя ему особое место в истории рекламного плаката. Помимо зрелищных плакатов Муха рисовал и торговые – для детского питания фирмы Nestle, велосипедов Perfecta, сигаретной бумаги Job.
В центре его плакатов всегда присутствовал романтический женский образ, окутанный дымкой тайны и пронизанный тонким эротизмом; часто женская фигура занимала практически все пространство плаката, как, например, в рекламе велосипедов, разительно отличающейся от рекламы велосипедов другого плакатиста – Теофиля Стейнлена. В малых рекламных жанрах Муха также оставлял этот мотив женского образа: гибкие линии тела и волос прекрасно подходили для декоративного оформления.
В Германии, несмотря на следование общим европейским тенденциям, рекламный плакат развивался совсем по-другому: исходя из прагматичности немецких потребителей. Рекламные уловки и приманки выглядели в их глазах не более чем обманными трюками, предназначенными для
того, чтобы сбыть некачественный товар. Поэтому немецкие рекламные плакаты отличались довольно примитивной предметностью: "один башмак и одно слово: название фирмы". Ведущим плакатистом, работавшим в этом стиле, был Люциан Бернхард, также можно отметить М. Клингера и Ф. Штука, создавших тевтонский стиль. Эти художники воссоздавали образы средневекового германского эпоса.
В целом в последней трети XIX в. жанр рекламного плаката развивался очень интенсивно, опережая другие жанры изобразительной рекламы по эффективности. Сокращение вербальной части плакатов привело впоследствии к созданию слоганов – емких и красноречивых рекламных призывов. Плакаты как новый вид наружной рекламы разбавили урбанистический пейзаж яркими красками и динамичными сюжетами, которые как бы вписывались в динамику самих улиц.
Важное событие произошло в конце XIX в., когда американские города начали завоевывать бесчисленные и разнообразные упаковки. Хотя не следует забывать, что упаковка для товара, как и товарный знак или рекламные агентства, была изобретена за пределами США.