Примеры применения теста личностных конструктов
Дж. Келли [1]
Тест Дж. Келли широко используется в практике консультирования. Он направлен па анализ сложившейся системы конструктов личности, системы ценностей, личностных смыслов и т.п. Модификации методики уже нашли применение в исследованиях идентичности [2].
Испытуемым предлагаются различные категории для сравнения, которые в терминологии Келли называются элементами. По Келли, подбор элементов не столь важен для определения системы конструктов, как процедура их выявления, поскольку сравнение любых феноменов может дать возможность выявить конструктивную систему личности. Тем не менее, он должен быть адекватен задаче исследования и отражать субъективную картину мира личности, выступающую предметом анализа. Для анализа социальной идентичности важно в качестве элементов использовать либо сами идентификационные характеристики, либо социальные реалии, которые служат основой формирования идентичности. Например, в качестве списка элементов могут быть выбраны различные статусно-ролевые позиции (руководитель, подчиненный, организатор, лидер и т.д.).
Элементы для сравнения обычно предъявляются в виде триад. В этом случае, клиент должен выбрать два близких, по его мнению, элемента и сказать, чем они похожи и чем отличаются от третьего. В результате этого выявлялись субъективные признаки восприятия идентификационных характеристик. Процедура сравнения повторяется несколько раз (5—10). Общие качества фиксируются в таблице в графе "Выявленные признаки", которые в дальнейшем подвергаются статистической обработке.
Соподчиненность конструктов традиционно определяется на основе кластерного анализа, который наиболее распространен при использовании теста личностных конструктов. Он включает определение уровня сходства-различия каждой пары признаков, выявление количества образовавшихся кластеров, а также содержания, па базе которого выделены данные кластеры. На их основе проводится анализ типов когнитивных решеток испытуемых. При сопоставлении когнитивных решеток используются различные критерии, чаще всего сложность (дифференцированность) или простота (недифференцированность). Анализ решеток проводится путем сравнения двух видов кластерных деревьев: конструктов (выявление ведущего конструкта) и элементов (выявление типа решетки).
Тест личностных конструктов Дж. Келли (анализ межличностных отношений в целях психологического консультирования).
Дж. Келли как психотерапевту важно было понять критерии отношения одного человека к другому, а также к самому себе.
Тест личностных конструктов (ТЛК) включает в себя три составные части:
• классификационную сетку (позже она стала называться репертуарная решетка);
• список ролей (репертуар ролей, репертуарный список и т.п.);
• инструкцию.
Вдоль горизонтальной оси репертуарной решетки номерами кодируют названия ролей (в других вариантах их называют списком элементов). Вдоль вертикальной оси клиент вписывает свои конструкты.
Процедура выявления конструктов: клиенту предлагается заполнить 20 пронумерованных карточек (это названия ролей). На первой карточке он указывает свое имя, на второй — имя матери, на третьей — отца, на последующих — брага, сестры, мужа, бывшего возлюбленного, друга, бывшего друга, министра, врача, соседа, человека, который его отвергал, которого он жалеет, который представляет угрозу, привлекает, принимаемого учителя, отвергаемого учителя, начальника, преуспевающего человека, счастливого человека, высоконравственного человека. Делается оговорка, что эти карточки клиент сможет оставить себе или уничтожить.
Клиента просят взять три карточки с указанными номерами (на решетке они обозначены кружочками) и обратить внимание только на эти выделенные фигуры. "По какому существенному, на ваш взгляд, признаку двое из этих людей (любые двое из данной триады) сходны между собой и в то же время отличны от третьего?" Этот признак записывается в графе "Выявленный полюс" ("Полюс сходства"). Отличный признак записывается в графе "Противоположный полюс" ("Контрастный полюс"). После этого клиент отмечает галочкой всех других лиц, обладающих признаком, записанным в графе "Выявленный полюс". Подобным образом заполняются и остальные строки решетки. Затем проводится анализ данных, представленных в таблице (решетке). Выделяются роли и признаки, получившие максимальное количество "галочек".
Техника репертуарных решеток — вариант методики, разработанный для исследования профессиональных предпочтений в целях профессионального консультирования [3].
В конкретном примере к консультанту обращается девушка с просьбой помочь ей определиться с выбором профессии (специальности).
Выделим этапы работы.
1. Подбор элементов. Элементы следует выбирать так, чтобы они представляли репрезентативную выборку относительно исследуемой области. Например, в тесте Келли, который изучал межличностные отношения, это были различные ролевые персонажи: сосед, врач, учитель, родители и т.д.
В случае профессионального, карьерного консультирования, поскольку мы имеем дело с миром профессий, в качестве элементов использовались различные виды деятельности. Удобным с точки зрения применимости на практике примером классификацию профессий, является известная модель Е. А. Климова: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знак и человек — художественный образ [4]. Список элементов состоял из 20 видов деятельности (по четыре из каждой сферы).
2. Выявление конструктов. Существуют различные способы выявления конструктов. Среди них одним из наиболее удобных для проведения и последующей обработки является метод триад. Это значит, что клиенту предъявляют по три элемента. Количество таких предъявлений может быть различным. В нашей модификации теста мы использовали десять триад, поскольку иначе процедура тестирования становится очень трудоемкой.
Десять раз клиенту предъявлялись карточки с написанными тремя видами деятельности из репертуарного списка по инструкции, состоящей из пяти ключевых вопросов.
Инструкция содержит следующие пункты.
• Скажите, пожалуйста, какие два любых из предложенных занятий кажутся вам ближе друг другу, похожими и одновременно отличаются от третьего?
• Почему, по какому признаку?
• Каким противоположным признаком обладает оставшееся занятие?
• Какой признак вам нравится больше? (Этот признак заносится в таблицу.)
• Пожалуйста, отметьте крестиком в таблице все занятия, где этот признак присутствует.
В графе "Предпочитаемый признак" записываются выявленные конструкты (пример показан на рис. 3.2).
.№ |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
77 |
88 |
99 |
110 |
111 |
112 |
113 |
114 |
115 |
116 |
117 |
118 |
119 |
220 |
Предпочитаемый признак |
11 |
чX |
чX |
чX |
чX |
чX |
чX |
Точность, сообразительность |
||||||||||||||
22 |
чX |
чX |
чX |
чX |
чX |
Работа с людьми |
|||||||||||||||
33 |
чX |
чX |
чX |
чX |
чX |
Вежливость, терпение |
|||||||||||||||
44 |
чX |
чX |
чX |
чX |
Вкус, творчество |
||||||||||||||||
55 |
чX |
чX |
чX |
чX |
чX |
чX |
Общение с людьми |
||||||||||||||
66 |
чX |
чч |
чX |
Активность, результат |
|||||||||||||||||
77 |
чX |
чX |
чX |
чX |
Знания, профессионализм |
||||||||||||||||
88 |
чX |
чX |
чX |
чX |
чX |
Популяризация |
|||||||||||||||
99 |
чX |
чX |
чX |
Творчество, независимость |
|||||||||||||||||
110 |
чX |
чX |
чX |
Креативность |
Рис. 3.2. Пример заполненного бланка репертуарной решетки
Размер репертуарной решетки зависит от количества элементов и количества предъявления триад. В данном примере решетка представляет собой таблицу (20 х 10), где по вертикали закодирован список элементов (от 1 до 20), но горизонтали — порядковый номер триад (от 1 до 10) и предпочитаемый признак, который консультант вписывает в таблицу в соответствующую графу. Процедура выявления конструкта при гаком количестве элементов и триад занимает в среднем около получаса.
Процедура выявления конструктов — это совместная деятельность клиента и консультанта, но сути — разновидность метода интервью (клиническая беседа Ж. Пиаже, глубинное интервью 3. Фрейда и др.).
3. Обработка результатов.
Проводится в два этапа. На нервом этапе необходимо проанализировать заполненную решетку, Прежде всего надо посмотреть, что представляет собой заполненная решетка данного клиент (см. рис. 3.2). На ней сразу видны ОГЛАВЛЕНИЕ конструктов, элементы (виды деятельности), получившие большее количество крестиков (предпочитаемых признаков), а также "сквозные" конструкты, которые личность относит к любым видам деятельности. Кстати, Дж. Келли также начинал анализ результатов с решетки. Он предлагал до проведения статистической обработки изучить решетку "невооруженным глазом" и выяснить, что же клиент сообщает нам непосредственно. Совершенно очевидно, что в любом случае, анализируя необработанную решетку или имея дело со статистическими выводами, мы накладываем на них свою собственную систему конструктов, отбирая заслуживающие внимания и представляющиеся нам важными.
Надо отметить, что решетка человека индивидуальна, отличается от других предпочитаемыми признаками (конструктами) и заполненными клетками. Наш опыт работы с методикой показывает, что предпочитаемыми признаками очень часто становятся требования, которые деятельность предъявляет к человеку, несколько реже — условия деятельности, перспективы, иногда — только самые общие характеристики деятельности. Наблюдаются большие различия в дифференцированности признаков.
В данном примере хорошо видно, что конструкты (предпочитаемые признаки) клиента отражают разнообразие признаков отношения к деятельности, не сводятся, как это иногда бывает, к большим группам, таким как "работа с людьми — работа с предметами" и т.п.
Первичный анализ решетки позволяет увидеть, какие признаки деятельности имеют значимость для человека, насколько разносторонне и многопланово представляются ему те или иные виды деятельности, какие особенности профессии могут влиять на отношение к ней.
Например, большое количество крестиков в столбце, как правило, свидетельствует о возможном предпочтении соответствующего занятия, а в строке — о важности для человека данного признака. Так, на примере (см. рис. 3.2) мы наблюдаем, что 13-й, 17-й и 19-й номера (все виды деятельности связаны с работой в сфере "человек — человек") получили наибольшее количество крестиков.
На втором этапе проводится математическая обработка данных. Подсчитывается мера совпадения каждой пары строк и столбцов, т.е. устанавливается близость между выделенными признаками путем сравнения строк и столбцов. В результате получаем две матрицы: первая — матрица субъективной близости между признаками (10 х 10), вторая — матрица субъективной близости между элементами (20 х 20).
После этого, строятся графические рисунки связи изучаемых признаков. Наиболее часто используется кластерный анализ. На рис. 3.3 и 3.4 приведены примеры кластеров.
Далее проводится анализ полученной информации. Отметим сразу, что полнота этого анализа во многом зависит от психологической квалификации консультанта и его конкретных целей. В нашем случае цель использования метода была связана с выявлением профессиональных предпочтений.
Что же мы получили в итоге?
Три предпочитаемых признака (см. рис. 3.4) слиты на высоком уровне значимости: "работа с людьми", "вежливость, терпение", "общение с людьми". Из этого с очевидностью следует, что для данного клиента предпочтение работы с людьми связано с ожиданиями возможности общаться. Следующий блок признаков базируется на двух: "популяризация" и "творчество, независимость". К ним близко примыкают признаки: "специальные знания" и "фантазия". Несколько обособлен от других признак "вкус, творчество". Наблюдается двоякая трактовка творчества — через независимость, с одной стороны, и соответствие каким-то канонам — с другой. Анализ кластера помогает понять, что "творчество как независимость" — более значимый признак. Следовательно, можно предположить, что для клиента важна работа, не просто предполагающая общение, но также творчество и принятие ее другими людьми.
Обратимся к рис. 3.4. Здесь мы видим один большой кластер и два маленьких, причем все они объединены на достаточно высоком уровне значимости. Дальнейший анализ, проводимый нами в этом направлении, позволил понять, что многие виды деятельности у клиента пока еще не дифференцированы, они осмысливаются по слишком специфичным для данной профессии признакам.
Рис. 3.3. Кластерное дерево конструктов
Рис. 3.4. Кластерное дерево элементов
Данные, выявляемые этой техникой, по Дж. Келли, достаточно стабильны, поэтому прогностическая значимость полученных результатов высока. В частности, в приведенном примере клиент будет искать в работе возможность общения, творчества и независимости. Многие виды деятельности, особенно те, которые впрямую связаны с людьми, могут удовлетворять этим требованиям. Более того, даже не очень связанные со сферой общения виды деятельности будут давать ей большие возможности для установления и поддержания контактов с людьми и проявления собственной независимости.
В нашем примере в результате применения репертуарных решеток мы получили информацию о дифференцированности признаков, по которым оценивается профессия; это помогло не только определиться с выбором, но и продумать копинг стратегии на этапе адаптации. Мы получили субъективную классификацию видов деятельности и систему признаков, привлекающих человека в них.
Консультанту важно, что метод дает возможность выявить индивидуальную систему представлений человека о различных видах деятельности, разобраться в субъективных причинах предпочтения конкретным человеком той или иной профессии. Уместно отметить, что при необходимости в консультировании репертуарные решетки дополняются данными наблюдения, беседы, а также личностными опросниками и др.