Примеры менеджмента качества в сфере снабжения в организациях
Существующие концепции, теории, методы и принципы менеджмента качества имеют различную эффективность, требуют определенных условий и процедур для ее достижения, которые не всегда являются однозначными. Ниже нами приводится пример из практики компании "Асте" по использованию одного из 14 принципов качества Э. Деминга, ведущего американского гуру по вопросам качества.
Пример 1. Компания "Асте" является крупным производителем бытовых электроприборов. Реализуя политику развития постоянных партнерских отношений, "Асте" оставила одного постоянного поставщика компонента 149, используемого для сборки пылесосов, и этим поставщиком стала компания Elston Indastriels plc, которая была выбрана шесть лет назад. Компонент 149 является относительно дешевым, но существенно влияющим на безопасность эксплуатации пылесоса. Он обеспечивает защиту пользователя от удара электрическим током и поэтому важнейшей его характеристикой является качество изоляции. При выборе поставщика были приняты во внимание качество изоляционного материала и производства (у компании Elston Indastriels plc был соответствующий сертификат соответствия системы менеджмента качества ISO требованиям международных стандартов ISO серии 9000), цена и близость расположения поставщика. Близость расположения компании поставщика позволило компании "Асте" поддерживать только двухдневный запас компонентов. По условиям контракта компания "Асте" не должна была осуществлять входной контроль поставки, т.е. поставщик брал на себя ответственность за качество и гарантировал 100% качество компонента 149. Такая система отлично работала на протяжении более шести лет, однако некоторое время назад компания Elston Indastriels plc без согласования с "Асте" заменила изоляционный материал на более дешевый, что привело к снижению защиты от удара электрическим током и даже к смерти человека со слабым сердцем. Во избежание дальнейших проблем компании "Асте" пришлось отозвать 35 тыс. реализованных пылесосов, при этом поставщик компонента 149 не смог обеспечить срочную поставку требуемых объемов, что привело к остановке сборки пылесосов на две недели. Понятно, какими потерями для компании "Асте" обернулась сложившаяся ситуация.
В качестве комментария можно отметить следующее:
1) даже при работе с поставщиками на основе постоянных партнерских отношений полностью отказываться от контроля качества поставок достаточно рискованно;
2) в условиях контракта на поставку должны жестко фиксироваться обязательства поставщика по информированию об изменении спецификации продукта или условий поставки.
Следующий пример иллюстрирует эффективную систему менеджмента качества в сфере снабжения производственной компании "Эпопауэр".
Пример 2. "Энопауэр" – известное в России и за рубежом предприятие электротехнического профиля. Электрические машины с торговой маркой "Энопауэр" успешно эксплуатируются во многих странах мира.
Система гарантии качества основана на контроле качества продукции на всех этапах производства. Система контроля качества была разработана, апробирована и зарегистрирована в 1978 г. В 1997 г. система качества, действующая на предприятии "Энопауэр", прошла сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001. В 1999 г. компания получила отраслевой сертификат, а в апреле 2000 г. система качества, действующая в компании, прошла сертификацию в учреждениях более высокого уровня.
В компании действует принцип: "продукция – лучшая реклама". Торговая марка "Энопауэр" представляет собой надежную гарантию качества на уровне мировых стандартов.
Цель стратегии в области закупок – надежное обеспечение производственных подразделений фирмы качественными материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного графика. Производственный график составляется в соответствии с маркетинговой стратегией на рынке готовой продукции. Достижение основной цели стратегии "Энопауэр" в области закупок опирается на решение следующих задач.
1. Соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятия, а опоздание в закупках может сорвать производственный график или привести к его изменению).
2. Обеспечение точного соответствия между объемами поставок и потребностями в них (избыток или недостаточный объем товарно-материальных ресурсов негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы на восстановление материального баланса).
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Обеспечение производства сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская грузопереработка, управление запасами и т.д. Все эти операции планируются, контролируются, регулируются, осуществляются службой закупок "Эпопауэр" и требуют определенных затрат. В снабженческой деятельности предприятия можно выделить два основных вида функций: внешние и внутренние.
Внешние функции службы закупок: взаимоотношение "Эпопауэр" с предприятиями-поставщиками, снабженческо-сбытовыми организациями, органами государственного управления. Внутренние функции службы закупок: взаимодействие с производственными цехами, подразделениями аппарата управления производством.
Закупочная деятельность как часть производственно-хозяйственной деятельности предприятия испытывает влияние факторов, связанных с производственным профилем, объемом выпуска продукции, перспективами развития предприятия. Закупочная деятельность как обеспечивающий процесс входит во все производственные, обслуживающие и другие обеспечивающие процессы, а через них – во все цели "Эпопауэр". Производственный процесс определяет ассортиментный состав, объем и ритм потребления материальных ресурсов. Процесс закупки на предприятии неоднороден, поскольку является результатом воздействия неоднородных по происхождению и различных по силе влияния факторов. Одна часть его параметров устойчиво изменяется на протяжении длительного времени (номенклатура и структура потребления материальных ресурсов), другая – меняется периодически или имеет колебательный характер (ремонтно-эксплуатационные нужды и т.п.), третья часть – случайная (поставки).
Материальное обеспечение основного производства в машиностроении сложнее, чем в других отраслях. Основными видами материальных ресурсов, используемых на "Энопауэр", являются материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие.