Применение теории Альфреда Адлера в практике воспитания

Некоторые психологические особенности, скрытые за поведением так называемого ленивого ребенка, помимо перечисленных выше проблем также явились предметом рассмотрения А. Адлера, что позволило ему сформулировать целый ряд рекомендаций.

Так, он отметил, что стремление к превосходству характерно в той или иной степени для всех детей, но у "ленивых" это проявляется в завоевании внимания взрослого. Причем они добиваются поощрения даже за незначительные достижения. Для них особое удовольствие доставляют сказанные про них слова "он мог бы много достичь, если бы не был ленивым". Избирая такую стратегию поведения, ребенок получает подтверждение того, что он обладает большими способностями. Ведь признать себя ленивым, как отмечает А. Адлер, гораздо проще и удобнее, чем признать себя неспособным.

Поэтому, когда родители или педагоги начинают ругать или наказывать такого ребенка, это только усиливает его нежелание делать что-либо и доставляет ему удовольствие, поскольку ему удается привлечь к себе внимание. Кроме того, это может спровоцировать появление новых "средств" в арсенале ребенка – плача, истерики или иных видов "симулирования", которые, по мнению ребенка, вызовут со стороны взрослого более мягкое к нему отношение. Очень часто такие дети склонны к фантазированию, потому что именно там, в нереальном мире, они могут достичь успеха, добиться превосходства. Поэтому основная задача, стоящая перед взрослым, заключается в том, чтобы вселить в ребенка уверенность, изменить саму ситуацию, в которой он находится. Необходимо сделать так, чтобы ребенок пережил реальный успех, удовольствие от того, что, ему удалось самому что-либо сделать и получить одобрение взрослого именно за это.

Альфред Адлер отмечает, что, столкнувшись с подобным ребенком в образовательном учреждении, педагог не может самостоятельно его изменить. Он вынужден обращаться за помощью к родителям. Однако педагог не должен ни обвинять, ни показывать своим видом, что винит родителей в плохом воспитании ребенка. В конце концов, родители – не профессиональные педагоги. Указания на допущенные ошибки в воспитании ребенка могут привести к закономерному негодованию и протесту с их стороны, что сделает невозможной совместную работу педагога и родителей. Нужно показать родителям, что их помощь необходима, и стремиться к налаживанию положительного эмоционального контакта. Кроме того, важно учитывать, что родители не в состоянии внезапно поменять своего отношения к ребенку или способ общения с ним. Любые изменения должны происходить планомерно.

Психолог специально рассматривал не только взаимодействие ребенка с близкими взрослыми, но и с незнакомыми людьми. Он подчеркивал, что для ребенка дошкольного возраста общение с незнакомым человеком отрицательно сказывается на его поведении. Так, например, чужой человек, чрезмерно расхваливая ребенка, развивает в нем тщеславие, а называя мальчика "прелестной девочкой" или наоборот, способствуют неверной половой идентификации. Поэтому, по мнению Адлера, никто из посторонних не вправе вмешиваться в воспитательные методы родителей и педагогов.

Родителям следует заботиться о том, чтобы болезни не оставляли в сознании ребенка тяжелый след. Но в то же время ребенок должен осознавать, что жизнь не бесконечна, но достаточно продолжительна, чтобы иметь смысл.

Не менее важно, по Адлеру, формировать у ребенка спокойное отношение к возможной смене экономического статуса семьи. В частности, если богатая семья становится бедной, избалованный ребенок уже не получает внимания и заботы как прежде. Если же семья неожиданно становится обеспеченной, родители, не готовые к надлежащему использованию богатства, начинают баловать ребенка. Вот почему часто можно наблюдать трудных детей в недавно разбогатевших семьях. В обоих случаях ребенок уходит от необходимости упражнений в сотрудничестве, если его к этому не приучать заблаговременно.

Таким образом, с точки зрения А. Адлера, родители несут ответственность не только за то, чтобы обучить ребенка конкретным навыкам (чтению, письму, счету), но и за формирование психологической основы развития его личности.