Применение синергетического подхода к государственному регулированию
С точки зрения синергетического подхода к государственному управлению управляемые системы обладают свойством самоорганизации и не являются пассивными. Поэтому возникать в них могут только структуры, соответствующие собственным тенденциям развития. Тем самым напрашивается вывод о том, что управляемым объектам не следует навязывать чуждые им формы организации, структуры и пути эволюции.
Применение синергетического подхода к государственному регулированию позволяет подчеркнуть стабилизирующее воздействие государственного регулирования, объяснить взрывоопасный, бифуркационный, нестабильный характер современного общественного развития и предполагает преимущественное внимание к исследованию сложных механизмов самоорганизации.
С позиций синергетики важным условием развития мира является прежде всего его многообразие. Поэтому и при анализе вопросов государственного регулирования важно принимать во внимание все многочисленные факторы, которые влияют со стороны разных сфер жизни на общественное развитие – экономику, культуру, экологию, географию, социальной сферу и демографию. Важно также отметить, что синергетическая методология рассматривает любое снижение многообразия или упрощение как серьезные искажения в картине научного исследования, что на практике может привести к важным политическим ошибкам.
Другими словами, синергетический подход обязывает исследователей при изучении государственного управления не только заниматься анализом его внутренних составляющих, но и принимать во внимание сложные воздействия на общество со стороны других неполитических и негосударственных факторов.
Синергетическая теория рассматривает сложные саморазвивающиеся системы как открытые, подчеркивая, что они обладают стоками и источниками энергии и взаимодействуют с окружающей средой. При этом жесткие причинно-следственные зависимости в саморазвивающихся системах, как правило, не проявляются, т.с. для таких систем характерны нелинейные обратные связи.
Государственное управление в рамках синергетики – это нелинейный процесс, в котором аттракторы (периоды стабильного развития) сменяются зонами кризисов (зонами бифуркации), по окончании которых появляются альтернативные варианты в государственном регулировании развития общества.
Бифуркация – это процесс, протяженный во времени, качественная перестройка свойств государственной системы.
Государственное регулирование теряет устойчивость, развиваясь и приближаясь к точкам бифуркации, и переходит в новое состояние за счет случайных факторов, флуктуации. В соответствии с современными воззрениями случайность и необратимость отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило. В настоящее время основное внимание в научных исследованиях переключилось с субстанции на отношение, время, связь.
Фундаментальная роль флуктуаций и случайностей в режиме бифуркации является важной отличительной особенностью синергетического подхода к государственному управлению. В результате потери способности государственной системы активно противостоять флуктуациям в режиме бифуркации происходит возрастание влияния случайностей. Академик Н. Моисеев утверждал, что система полностью "теряет память" в этот период и ее дальнейшая эволюция зависит только от тех случайных факторов, которые действуют в момент бифуркации.
Известны два основных типа бифуркаций – системные и структурные. Структурный кризис в госуправлении означает, что среди возможных альтернативных сценариев развития системы после преодоления точки бифуркации имеется по крайней мере один сценарий, предполагающий только структурную перестройку государственного управления без потери его функциональных особенностей. Системный же государственный кризис, как правило, приводит к самоуничтожению: за порогом бифуркации уже не может существовать данное государство и на его месте рождается принципиально новое образование.
За порогом бифуркации выбор альтернативных сценариев может происходить случайно, но синергетический подход предусматривает возможность разработки прогнозов будущего развития в случае, когда процесс движения будет взят под контроль в зоне бифуркации, чтобы направить (подтолкнуть) развитие к оптимально политическому сценарию.
Синергетический подход, таким образом, дает возможность, с одной стороны, подчеркнуть значение и роль политического выбора субъектов государственного управления, поскольку принятие решения по сценарию будущего развития зависит прежде всего от желания лиц, находящихся у руля государства, а с другой – увидеть многовекторность и многовариантность государственного управления.
Синергетический подход особое значение придает регулировочным параметрам развития, достаточно полно описывающим весь перечень факторов, оказывающих влияние на госуправление.
В число таких регулировочных параметров могут входить экономические, экологические, социокультурные, социальные, технические, природно-географические и многие другие факторы, которые оказывают серьезное влияние на сферу государственного регулирования, хотя напрямую к ней не относятся. В бифуркационные периоды это влияние может значительно усилиться, поэтому в синергетике описанию регулировочных параметров уделяется особое внимание.
Например, можно выделить такие ключевые социокультурные параметры, как традиции, ценности, этнос культуры, менталитет, социокультурная идентичность, которые оказывают наиболее значительное влияние на государственное управление в современном обществе.
В государственном управлении среди природно-географических факторов принято учитывать параметры, определяющие специфику государственного администрирования: плотность населения, размеры территории, развитие коммуникаций, климат, плодородие почвы.
По мнению экономистов, прогнозировать в современном обществе основные направления государственной политики нельзя, не учитывая такие факторы, как уровень жизни населения, ВВП (валовой внутренний продукт), темпы роста национального дохода, ВНП (валовой национальный продукт), уровень инфляции.
Экологи напоминают о росте значения экологических факторов в государственном управлении, в частности об истощении запасов энергоносителей, природного сырья и материалов, об уровне загрязнения окружающей среды, о нарушениях озонового слоя и др.
Благодаря концепции регулировочных параметров развития, по мнению многих современных ученых, синергетический подход сближает гуманитарный и естественно-научный подходы в государственном управлении. При этом происходит стирание граней между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, подчеркивая важное преимущество синергетики.
Сегодня в условиях глобального экологического кризиса как никогда важно, чтобы в государственной политике основное внимание было уделено вопросам продуктивного использования тех благ, которые мы берем взаймы друг у друга и у Земли, что позволит нам выиграть время для изучения новых эффективных решений проблем существования человека.
Именно синергетический метод позволяет в государственном управлении отказаться от классических пар: экономика – политика, духовная жизнь общества – материальное производство, культура – природа и прийти к новому научному синтезу.
Синергетический подход предоставляет возможность в государственном управлении глубже усвоить, что эффективность политики – это не самоцель, а лишь средство: политика государства должна быть не самодостаточной, а эффективной. Именно поэтому наиболее важное значение среди параметров регулирования политическим развитием синергетика уделяет социокультурным факторам.
Дальнейшую судьбу системы в момент бифуркации определяют флуктуации (случайные воздействия). В области бифуркации случайное воздействие может подтолкнуть систему к хаосу или содействовать развитию процесса самоорганизации благоприятной ситуации. С учетом вариантов возможного развития событий становится особенно важным управленческое воздействие в этот момент.
Однако именно в этот момент любое действие управляющей системы может направить ее на проигрышный аттрактор или даже разрушить (в силу того, что в точке бифуркации самая малая флуктуация может быть решающей и вызвать скачок на другой аттрактор).
Поэтому в области бифуркации управление ситуацией должно соответствовать следующим требованиям:
• управленческое воздействие должно апеллировать к выигрышному аттрактору;
• управленческое воздействие должно осуществляться вовремя. Нужно учитывать: то, что возможно сегодня, не будет таковым завтра (процессы впоследствии могут выйти из-под контроля и вызвать необратимые изменения);
• при оказании воздействия на политическую ситуацию нужно опираться на соответствующие социальные группы, обеспечивающие переход на выигрышный аттрактор.
Подход с точки зрения синергетического воздействия отрицает классическое представление об управлении сложными системами и подчеркивает, что результат управленческих действий не является однозначным и пропорциональным приложенным усилиям. Например, даже самый влиятельный политик может навязать свою волю только в ограниченных пределах, если эта воля противоречит внутренним свойствам системы. Синергетика, настаивая на наличии жестких правил ограничений, одновременно указывает направление поиска "точек", где управленческое воздействие на ситуацию может быть очень эффективным.
Синергетика пересматривает характер отношения природы и общества с человеком: человек должен прислушиваться к природе, а не командовать, чтобы не нарушить социальный либо природный баланс и лучше понять законы развития мира, излишне ускоряя естественный ход событий.
С учетом синергетического подхода к государственному регулированию анализ процесса реформ предусматривает обязательный учет регулировочных параметров развития, разработку различных сценариев и оценку политических рисков по каждому из них, с целью своевременного выявления роли случайных факторов, способных оказать в зоне бифуркации непропорционально высокие влияния, проведение линии "корректирующего менеджмента". И синергетика нацеливает на более высокий уровень управления государственное руководство, укрепление нравственных, духовных основ общества, которое должно воспринимать реформационный процесс как движение к более высоким и общественно значимым целям, что, наверное, является самым главным.
Именно поэтому национальная идея является важным фактором самоорганизации общества, поскольку выражает символический капитал культуры в информационном обществе. Только обращение к национальным символам веры и появление в сознании общества высоких духовных мотивов способны поднять уровень нравственного самосознания общества. И тогда в государственном управлении на пути случайных разрушительных факторов, исключить которые не может ни один даже самый гениальный реформатор, будет организован надежный заслон в лице гражданского общества, заинтересованного по-настоящему в успехе реформ.
По мнению авторов одного из первых учебников по использованию синергетического подхода в государственном управлении, государственное регулирование приобретает иной смысл и характер, если оно основывается на синергетических принципах и идеях. К числу этих принципов относятся:
• идея о конструктивной роли хаоса в развитии систем;
• принципы самоорганизации, нелинейности;
• возможность топологического, резонансного развития общественных систем;
• способность управлять ритмами, присущими социальным системам;
• понимание того, что сложными системами нельзя управлять как простыми;
• необходимость выявлять уровень флуктуации в управляемой системе, прогнозировать степень реальных угроз и опасностей для развития общества.
Следует также иметь в виду, что синергетическая методология управления выдвигает на первый план проблемы, связанные с обучаемостью управленцев, их способностью к постоянному обновлению знаний, самообучению.