Лекция 12. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– в каких случаях возникают ситуации, осложненные участием в их рассмотрении иностранных граждан;
– кто считается в Российской Федерации иностранцем, лицом без гражданства;
– что иностранцы и лица без гражданства пользуются национальным режимом при рассмотрении вопросов, связанных с применением семейного законодательства;
– как применяется семейное законодательство страны гражданства;
– как применяется семейное законодательство с учетом принципа территориальности;
– что недопустимо применение норм иностранного законодательства в части, касающейся семейных правоотношений, если это противоречит основам правопорядка Российской Федерации;
уметь
– пользоваться российским и иностранным законодательством при реализации семейных правоотношений;
– соблюдать требования российского и иностранного законодательства, регулирующего заключение, расторжение брака, взыскание алиментов, усыновление и прочее;
владеть
– ОГЛАВЛЕНИЕм законодательных актов, относящихся к конкретным вопросам, связанным с правоприменением;
– навыками квалифицированного консультирования но вопросам, касающимся применения иностранного законодательства на территории РФ.
Характерная примета последнего времени – налаживание, восстановление связи между российскими гражданами и гражданами других государств не только ближнего, но и дальнего зарубежья. К нам едут деловые люди, студенты, лица творческих профессий. Российские граждане уезжают жить за границу. Естественно, что в рамках столь сложного процесса образуются новые семьи.
Приезжающие в нашу страну лица, не имеющие российского гражданства или просто не имеющие гражданства:
– вступают в брак;
– расторгают брак;
– будучи супругами, распоряжаются своими личными и имущественными правами и обязанностями;
– заключают брачный договор;
– заключают соглашения об уплате алиментов;
– устанавливают отцовство (материнство);
– оспаривают отцовство (материнство);
– в случае необходимости защищают свои родительские права;
– принимают участие в разрешении судебных споров, связанных с воспитанием детей;
– выступают в разных качествах (лица, обязанного платать алименты, или того, кто вправе их получать) в алиментных обязательствах;
– усыновляют несовершеннолетних детей.
Таков перечень конкретных правоотношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, для которых становится необходимостью использование российского семейного законодательства. Все эти отношения входят в орбиту внимания СК. Поэтому им посвящается специальный раздел Кодекса. Исключение составляют правила, предназначенные для выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей (опека (попечительство), приемная семья), поскольку их защита осуществляется, может осуществляться, надо полагать, только по месту фактического проживания ребенка.
Четкое перечисление СК вопросов, связанных с применением российского семейного законодательства к иностранцам или лицам без гражданства, не делает возникающие при этом проблемы простыми. Сложность их правового регулирования заключается в том, что семейные отношения с участием иностранцев связаны сразу с двумя, а иногда и с несколькими государствами и, соответственно, с двумя или несколькими правовыми системами, часто по-разному решающими вопросы брака и семьи (установление различного брачного возраста и других условий вступления в брак, допустимость развода, различия в распределении супружеского имущества, определении условий взыскания алиментов на ребенка и т.п.) [1]. Вот почему такая отрасль науки, как международное частное право, в сферу внимания которой входит регулирование семейных отношений иностранцев и лиц без гражданства с помощью российского семейного права, имеет свою направленность, свои сложности.
Тем не менее знакомство с общими, принципиально важными положениями международного частного права необходимо для полного изучения курса семейного права. При этом следует иметь в виду, что в Российской Федерации под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности его взаимных прав и обязанностей (Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"). Иностранным гражданином в Российской Федерации считается не являющийся гражданином Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) другого государства. К лицам без гражданства относятся те, которые не будучи гражданами России, не имеют доказательств наличия гражданства иностранного государства, принадлежности к гражданству другого государства. Однако Российская Федерация не препятствует приобретению ими иностранного гражданства и даже поощряет их желание получить гражданство Российской Федерации.
Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. Что же касается российского гражданства ребенка, то его приобретение или прекращение сохраняется или изменяется в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации". Но для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Причем российское гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.
Таким образом, в России ни иностранец, ни лицо с двойным гражданством или лицо, не имеющее гражданства, не остаются вне сферы государственно-правовой защиты, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 62 Конституции, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Аналогично правило, касающееся лиц с двойным гражданством (ч. 2 ст. 62 Конституции).
Следовательно, в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются так называемым национальным режимом, т.е. им предоставляется тот правовой режим, какой существует для российского гражданина. Правда, это общее положение может иметь исключения. Так, усыновление ребенка – российского гражданина – иностранцем допускается лишь при определенных условиях, предусмотренных п. 4 ст. 124 СК.
К числу общих принципиально важных положений, относящихся к применению российского семейного законодательства к иностранцам и лицам без гражданства, относятся следующие:
– применяется семейное законодательство страны гражданства. Это относится, в частности, к требованиям, предъявляемым к брачному возрасту, запретам на заключение брака. При установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется законодательство государства, гражданином которого является ребенок по рождению;
– применяется семейное законодательство с учетом принципа территориальности. Например, форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ.
При реализации семейного законодательства учитывается законодательство не только российского, но и другого иностранного государства, если участником семейных отношений становится гражданин другой страны или лицо без гражданства.
Недопустимо применение норм иностранного законодательства в части, касающейся семейных правоотношений, если это противоречит основам правопорядка Российской Федерации, т.е. Конституции, ст. 1 СК, определяющей основные начала семейного законодательства РФ. СК там, где речь идет о ребенке, всячески подчеркивает приоритет интересов несовершеннолетнего.
Таким образом, сформулированные в СК предписания, предназначенные для применения к отношениям, осложненным участием в них иностранных граждан и лиц без гражданства, имеют непростое ОГЛАВЛЕНИЕ, где сочетаются как требования общего порядка, так и предназначенные для конкретных правоотношений. При этом в любом случае налицо стремление следовать общепризнанным нормам международного нрава.
В СК существуют и другие немаловажные правила, относящиеся к применению СК к иностранцам и лицам без гражданства. Речь идет, в частности, о регистрации брака, установлении отцовства (материнства) в государственных органах. В одних случаях это будут органы ЗАГС, в других суд или органы опеки и попечительства. При определенных условиях возлагаемая на перечисленные органы миссия может быть возложена на дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства.
Чтобы юридически грамотно оформить те или иные правовые отношения с иностранцем, лицом без гражданства, нужно знать законодательство страны его проживания. А чтобы снять все возникающие при этом вопросы, СК предоставляет суду, органам ЗАГС, иным органам право обратиться за содействием и разъяснением в Минюст России, другие компетентные органы, а также прибегнуть к помощи экспертов. Заинтересованные лица вправе представлять надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие ОГЛАВЛЕНИЕ норм иностранного права. Если ознакомиться с ними не удалось, применяется законодательство РФ.
Применение семейного законодательства к семейным правоотношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства нередко сопряжено с трудностями, возникающими в процессе исполнения судебного решения, особенно по делам о взыскании алиментов. Выходом из положения может стать использование ст. 51 Минской конвенции, Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Москва, 6 ноября 2008 г.).